Экономическая система

Экономическая система

Для удобства изучения материала, статью Экономическая система разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Экономическая система
2. Типы экономических систем
3. Социально экономическая система
4. Модели экономических систем
5. Развитие экономических систем
6. Традиционная экономическая система
7. Управление экономическими системами
8. Система экономических отношений
9. Рыночная экономическая система
10. Экономические информационные системы
11. Экономическая система России
12. Командная экономическая система
13. Анализ экономических систем
14. Классификация экономических систем
15. Виды экономических систем
16. Экономическая система общества
17. Смешанная экономическая система
18. Система экономических наук
19. Характеристика экономических систем
20. Современные экономические системы
21. Элементы экономической системы
22. Эффективность экономической системы
23. Особенности экономических систем
24. Проблемы экономической системы
25. Развитие социально экономической системы

Экономическая система

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, включающий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Под традиционной экономикой подразумевается архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям.

Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг- капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию- социалистической «рыночной» экономики — Югославию- социалистической плановой экономики — СССР.

Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Типы экономических систем

Типы экономических систем:

- традиционная;
- административно-командная;
- рыночная;
- смешанная.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

- по форме собственности на средства производства;

- по способу координации и управления хозяйственной деятельностью.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах с многоукладной экономикой и базируется на отсталой технологии, широком применении ручного труда, при этом производство ведется с применением малопроизводительных орудий труда.

Чистый капитализм или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В рыночной экономике часто существует большое неравенство в распределении богатства, экономическая власть децентрализована, основными экономическими субъектами выступают самостоятельные товаропроизводители и потребители материальных и нематериальных благ, функцию регулятора экономики выполняет система рынков, в поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим. В капиталистической экономике фирмы производят только выгодные товары и услуги. При этом рыночная система (капиталистическая экономика) не всегда может обеспечить общество некоторыми необходимыми благами, производство которых невыгодно частному сектору. Такие блага называются общественными. Например, маяки — это пример общественной услуги.

Полярной чистому капитализму является командно-административная (централизованная, экономика), для которой характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, цены на большинство товаров устанавливает правительство. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командно-административной экономики, то есть проявляются как смешанные системы.

Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. В смешанной экономике (как и в рыночной системе) доходы в обществе распределяются неравномерно, но при этом государство стремится сгладить это неравенство и создать приемлемые условия жизни всем членам общества. В рамках смешанной экономической системы сложились несколько наиболее характерных моделей: американская, японская, шведская и немецкая.

Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика – экономика, которая находится в процессе изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и при смене одного типа хозяйства другим.

Социально экономическая система

Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность — «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они — эти связи — обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).

Современные представления о системе практически ничем не отличаются от вышеприведенного: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход») Видно, что эти определения, в принципе, не очень различаются, и ключевыми словами здесь являются «элементы», и «целое» («тотальность» Канта). Понятие «система» Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность — «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они — эти связи — обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).

Феномен социально-экономической системы

Итак, социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему» и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе — все более и более сложные. Н. Хессин определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из нее впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

Основные свойства социально-экономической системы

1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

Модели экономических систем

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Элементы экономической системы

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс — капитал)- рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе? Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой — меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс — землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, причем выше описана более примитивная ступень в ее развитии, а феодализм с несколько другими чертами — это более высокая ступень традиционной экономической системы.

Традиционная экономическая система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно- административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Модели экономик в рамках экономических систем



Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели:

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейского государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Постиндустриальное общество как будущая система

На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового, постиндустриального общества. Впервые этот термин использовал известный американский социолог Д. Белл еще в 1959 г. в том значении, в котором он используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе. Постиндустриальное общество - экономическая система будущего, для которой характерной чертой является превращение знаний в главный экономический ресурс.

Другими характерными чертами постиндустриального общества являются:

• большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах Н МОКР, и быстрое освоение их результатов экономикой;
• огромное распространение всех видов образования (особенно высшего и различных форм послевузовского образования), информатизация всей жизни общества;
• либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, по крайней мере, прямого (через государственную собственность и административное регулирование);
• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм весь мир стал единым рынком, для многих фирм — единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний — экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодом, а систематической операцией.

Наиболее рельефно процессы постиндустриализации проявляются в ведущих развитых странах. Однако отдельные тенденции постиндустриального развития наблюдаются и в ряде других стран, в частности в России.

К такого рода тенденциям в России относятся:

• распространение новейших информационных технологий, все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи. Важным шагом в этом направлении является осуществление одной из приоритетных программ Правительства России «Электронная Россия 2001-2010 гг.». Эта программа направлена на внедрение информационных технологий во все звенья российской системы образования (от сельских школ до вузов);
• рост уровня образования, повышение его качества. Так, в России свыше половины работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
• изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания доли услуг. Так, уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП).

Подключение России к постиндустриальным процессам создает предпосылки для формирования в ней постиндустриального общества. Однако более полное проявление рассмотренных выше тенденций тормозится из-за значительной неравномерности развития и степени восприимчивости к постиндустриальным процессам различных секторов хозяйства и регионов РФ.

Развитие экономических систем

Различают 5 типов экономических систем:

- традиционная система;
- чистый капитализм;
- командная система;
- смешанная система;
- синтезированная система.

Традиционная система, ее черты:

- экономика основана на обычаях;
- технический прогресс ограничен;
- религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономическими;
- социально-экономический застой четко выражен.

Для анализа чистого капитализма и командной экономики принимают 2 признака:

- форма собственности;
- способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность этих систем.

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции:

- частная собственность на ресурсы;
- для координации экономической деятельности и управления ею используется система рынков и цен;
- экономическая власть широко рассеяна;
- очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в экономический процесс;
- роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Командная экономика:

- общественная собственность;
- централизованное общественное планирование;
- рабочие закреплены за профессиями, и даже их распределение по географическим районам страны осуществляется централизованно.

Смешанная экономика имеет несколько форм или моделей:

- американская;
- японская;
- шведская;
- новых индустриальных стран (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Американская модель - это преимущественно рыночная экономика, но вместе с тем экономические функции правительства играют в ней очень существенную роль.

Японская модель характеризуется:

- развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора;
- сохранение своих традиций, и в то же время умение заимствовать у других все то, что нужно для развития страны;
- высокий престиж государственной службы;
- стержнем стратегии экономического развития является установка на развитие наукоемкой продукции;
- высокий престиж образования, и, прежде всего высшего.

Шведская модель:

- социальная политика. Большую часть благ и услуг шведы получают из государственных социальных фондов, минуя рынок;
- полная занятость;
- ставка на труд, на самореализацию личности, утверждение ее общественной значимости.

Черты Кореи:

- защита внутреннего рынка;
- жесткий экономический курс, проводимый центральной властью;
- привлечение иностранного капитала;
- национальные кадры;
- образование массового среднего класса.

Синтезированная система

Черты:

- переход стран на принципиально новую экономическую базу производства;
- гуманизация экономики, т.е. перераспределение общественных ресурсов в пользу образования, культуры, медицины и изменение самой материально вещественной базы этих отраслей;
- экологизация экономического развития, т.е. новый этап мирохозяйственного развития должен формироваться в соответствии с экологическим состоянием планеты;
- формирование новой философии потребления. Растет спрос на экологически чистые продукты, новые требования к жилью, вырабатывается политика добровольного самоограничения потребностей;
- растет число и доля обеспеченных, образованных и предприимчивых людей;
- возрастает роль социально - культурных фактов.

Традиционная экономическая система

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

• Слабое развитие техники и технологий производства;
• Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
• Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
• Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Управление экономическими системами

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами рыночной экономики.

Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от центральных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.

Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обеспечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структуры регионального управления, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на организационно - распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там, где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции.



Некоторые ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам воздействия на хозяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории.

Под региональным развитием понимается прогрессивное изменение социально-экономической структуры региона, которое обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение производственныхпотребностей территории. При данном подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и показателях его оценки.

Экономические методы предполагают использование денежно-стоимостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организационными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным платежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и средних предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение социальных нужд.

Необходимо устранение диспропорций в снабжении материально-техническими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с государственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание рыночного регулирования на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.

Следует отметить, что методы регионального управления также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Современные ученые придерживаются традиционной точки зрения относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н. Панкрухин считают, что под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. При этом в практике регионального управления используется два вида методов: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые - по всем другим объектам.

Система экономических отношений

Экономика каждой страны - это большая система, которая охватывает огромное количество разных видов деятельности. Каждое звено этой системы может нормально существовать только потому, что находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими звеньями. Для того чтобы выявить главные связи и взаимосвязи в экономике, в экономической теории используется понятие «экономическая система».

В узком смысле под экономической системой понимают особым образом упорядоченную систему связей между производителями и потребителями экономических благ.

В более широком смысле экономическая система - это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.

Классификации типов экономических систем:

а) способ хозяйствования, в соответствии с которым выделяют два типа экономических систем: натуральное и товарное хозяйство;
б) формы собственности, согласно которым выделяют экономические системы, где господствующее место занимает или частная, или государственная, или общинная (в традиционных системах) собственность;
в) формы координации хозяйственной жизни, к которым относятся традиции, команда (централизованное планирование) и рынок.

Отсюда выделяют и соответствующие системы:

-чистый капитализм;
-командную экономику;
-смешанные экономические системы;
-традиционную экономику.

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, представляет собой экономическую систему, в которой материальные ресурсы находятся в частной собственности, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Экономические системы такого типа были характерны для развитых стран эпохи свободной конкуренции (до середины XIX в.). В нынешнее время примером государства с подобной экономической системой является Гонконг.

Командная экономика - это способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество. Примером командно-административной системы был Советский Союз.

Смешанная экономическая система представляет экономическую систему, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономики. Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Смешанные экономические системы сегодня характерны для США, Японии, Германии, Англии, Франции и других развитых стран.

Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции и обычаи играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. В настоящее время она сохранилась в некоторых наиболее слаборазвитых странах Азии и Африки. Экономические роли индивидов в странах с традиционной экономикой диктуются наследственностью и кастами. Технический прогресс, внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя.

Процесс исторического развития ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы. Переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Это процесс постепенного изменения социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых. В течение этого периода действует переходная экономическая система, или переходная экономика. К странам с переходной экономикой можно отнести Россию, Украину, Беларусь и другие государства, образовавшиеся после распада мировой системы социализма.

Рыночная экономическая система

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА, в экономике — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.

Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).

Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».

Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей со времен Адама Смита, экономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.

Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка.

Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.

Экономические информационные системы

Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.

Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.

На выбор того или иного способа обработки данных в ЭИС влияет очень большое количество факторов, связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой. Количество возможных вариантов построения технологического процесса обработки данных оказывается довольно значительным. Поэтому с целью облегчения изучения и проектирования этих процессов целесообразно выделять некоторые классы процессов.

При этом существенное влияние на классификацию оказывают возможные режимы обработки данных в вычислительных системах (ВС). Целесообразно выделять режимы работы и режимы эксплуатации вычислительных систем.

Режимы эксплуатации во многом связаны с повышением эффективности работы пользователей. Режимы работы в основном определяют эффективность работы ВС.

Эффективность работы ВС часто характеризуется ее производительностью. Большое влияние на производительность оказывает возможность совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора. Такую возможность обеспечивает использование в системе многопрограммного режима работы. Наличие нескольких процессоров также влияет на повышение производительности. Такой режим работы системы именуется многопроцессорным.

Полезно рассмотреть и некоторые режимы эксплуатации вычислительной системы. К ним относится режим пакетной обработки (off-line), (объединение нескольких ПП в группу, называемую пакетом). Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора, высокая эффективность работы ВС, но большие затраты времени на ожидание результата. Ускорение выдачи результата возможно с использованием режима работы системы, называемого параллельной обработкой или квантованием времени для пакетной обработки. Т.е. каждой прикладной программе из группы выделяется квант времени, по истечении которого управление передается следующей программе. Это позволяет получить результаты по коротким программам до окончания обработки всего пакета.

Еще больше увеличивает скорость ответа системы пользователю возможность непосредственного доступа, осуществляемого в оперативном режиме обработки (on-line). При многопрограммном режиме работы ЭВМ с использованием квантования времени и режима непосредственного доступа получается режим, именуемый разделением времени (time-sharing).

Задачи, решаемые в АСУ можно подразделить на задачи, которые требуют немедленного ответа, и задачи, допускающие определенную задержку ответа. Для задач с немедленным ответом предназначен режим реального времени. Он характеризуется дистанционной обработкой информации, или телеобработкой. Телеобработка применима и для других режимов (например, для пакетного), позволяет передавать пакеты на обработку ЭВМ и получать результаты пользователям, находящимся на значительном расстоянии от нее. Для передачи данных часто используются каналы связи.

Выбор того или иного режима эксплуатации вычислительной системы определяется параметрами решаемых задач. Когда пользователь имеет доступ к какому-либо терминалу и в обработке участвует небольшой объем данных (что характерно для информационного поиска и обработки сообщений) целесообразно использовать непосредственный доступ с немедленной обработкой.

Для больших объемов информации и некритичности времени обработки характерен пакетный режим. Он сочетается с телеобработкой, что обеспечивает более быструю доставку результатов пользователю.

Подготовленные и введенные в ВС данные в процессе хранения располагаются, как правило, на внешних накопителях информации.

Идеология, положенная в основу организации системы хранения, во многом определяет технологию внутримашинной обработки данных. Т.е., рост избыточности информационных массивов, возрастание суммарного объема архивов данных на МН и соответственно рост машинного времени и численности работников приводят к необходимости организации хранения данных в виде банка данных, что облегчает внесение изменений в массивы.

Значительная часть информации подлежит переработке, хранению, передаче, сбору, доведению до пользователей, остальная часть информации поступает извне или вырабатывается внутри производства. Т.е. можно говорить о процессах циркуляции и переработке информации (информационных процессах).

Экономическая система России

Большинство граждан нашей страны часто спрашивают себя, адресуют свой вопрос известным политикам и экономистам, выступающим по радио и телевидению: «В какой стране мы живём, что ждать в будущем?».

Попробуем охарактеризовать экономическую систему как экономическую категорию и определить статус экономической системы России.

Несмотря на относительно короткий по историческим меркам опыт, история попыток макроэкономической стабилизации в России является уже достаточно хорошо изученным феноменом. Российская многоукладность при поступательном движение от коммунизма до последнего времени вводило многих её граждан в заблуждение относительно характеристики экономической системы.

Стабилизация, отмечаемая в последнее время, стала самой длительной в современной России. Ее осуществление подводит черту под многочисленными дискуссиями о механизме посткоммунистической макроэкономической стабилизации и одновременно вновь (как и в начале 90-х) резко актуализирует проблемы постстабилизационного развития, или, говоря более конкретно, альтернативных экономико-политических моделей, обеспечивающих устойчивый рост и превращение страны в качественно-новое состояние.

Большой экономический словарь Борисова А.Б. даёт следующее определение: «экономическая система – исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют так называемый исторический подход в характеристике экономических систем.

Сами экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества.

Командная экономическая система

Командная экономическая система появилась благодаря ряду социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И.В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50— 80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества. Эксперимент, который начался с подавления элементарных свобод граждан и сопровождался огромными жертвами.

Однако в начале 90-х годов реальные итоги десятилетий «планового развития» СССР и стран Восточной Европы оказались более чем грустными.

Выяснилось, что:

1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции — низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;
2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан этих стран ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе. Так, в СССР в 1987 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 64 года, а женщин — 73 года. В странах же Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей наиболее преуспевающие страны с экономиками рыночного и смешанного типа, аналогичные показатели составляли соответственно 72 года и 78 лет. Уровень детской смертности был в СССР в 3 раза выше, чем в странах ОЭСР;
3) технический уровень производственного сектора в этих странах намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не «внедрялись по плану научно-технического прогресса»;
4) природа здесь загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все «решения партии и правительства по охране окружающей среды».

Понять итоги деятельности командной экономической системы в XX


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Экономическая система