Сервитут

Сервитут

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Сервитут
2. Земельный сервитут
3. Установление сервитута
4. Публичный сервитут
5. Частный сервитут
6. Виды сервитутов
7. Римские сервитуты
8. Регистрация сервитута
9. Прекращение сервитута
10. Личные сервитуты
11. Сервитут на землю
12. Вещные сервитуты
13. Государственный сервитут
14. Публичный сервитут на земельный участок
15. Обременение сервитутом
16. Предиальный сервитут
17. Сервитут в гражданском праве
18. Водный сервитут
19. Основания прекращения сервитута
20. Сервитуты частные и публичные
21. Лесные сервитуты

Сервитут

Сервитут – право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на два вида: публичные и частные.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъектов РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Независимо от вида публичного земельного сервитута он устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Отличие публичного сервитута от частного заключается в следующем:

• в основаниях возникновения;
• установление публичного сервитута определяется не интересами отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения;
• от установления публичного сервитута приобретает пользу неопределенное число лиц, а частный сервитут служит отдельным лицам или конкретной группе лиц.

По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер.

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто.

Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях – и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут.

По общему правилу частный сервитут имеет возмездный характер, установление бесплатного частного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Поскольку сервитут неотделим от недвижимости, то он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Как частный, так и публичный сервитут могут быть срочными (на определенный срок) и бессрочными. Как правило, устанавливаются сервитуты на неопределенный срок. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Земельный сервитут

Законодательный аспект

В главе 13 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены положения, раскрывающие состав вещных прав граждан и юридических лиц, в частности право собственности и вещные права лиц, не являющихся собственниками.

В число вещных прав лиц, не являющихся собственниками, входит право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут) (пункт 1 статьи 216 ГК Российской Федерации).

По своей правовой природе земельный сервитут является вспомогательным способом реализации права собственности в отношении собственного земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере, в связи, чем установление земельного сервитута допустимо только в случае невозможности использования земельного участка для целей, указанных в пункте 1 статьи 274 ГК Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком.

Земельный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления таких ограничений.

Так, например, необходимость установления земельного сервитута может возникнуть при прокладке газовой трубы через чужой земельный участок.

Такое обременение земельного участка не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК Российской Федерации).

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом.

Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о земельном сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Установление сервитута обеспечивает больше правовых гарантий и является по своей правовой природе ограниченным вещным правом, сохраняется при переходе участков, обремененных таким правом, в собственность других лиц.

Порядок установления земельного сервитута

Земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае не достижения соглашения о его установлении или условиях спор разрешается судом по иску лица, требующего установления земельного сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК Российской Федерации).

Установление земельного сервитута в судебном порядке

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса спор собственников соседних участков при не достижении соглашения между ними о сервитуте либо его условиях может быть разрешен судом.

Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Важнейшим критерием установления земельного сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления.

При установлении сервитута суд обязан установить отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости.

Надлежащим истцом по делу признается лицо, требующее установления сервитута, для которого нет иной возможности реализации своих прав без его установления.

Условиями для установления такого права ограниченного пользования в судебном порядке являются наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о земельном сервитуте- выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Как правило, необходимость подтверждения истцом помимо изложенных обстоятельств и того факта, что ответчиком совершаются действия, ограничивающие или затрудняющие доступ истца к имуществу, отсутствует (например, о чинимых препятствиях в пользовании земельным участком и находящимися на нем объектами недвижимости).

Нарушение ответчиком прав истца не входит в предмет доказывания по спору об установлении сервитута. В ходе рассмотрения спора должно быть установлено отсутствие у обратившегося в суд лица иной возможности проезда и прохода к своему имуществу.

Необходимость подтверждения нарушений прав собственности истца, не связанных с лишением владения, характерна для требований, основанных на положениях статьи 304 Гражданского кодекса, которые, однако, не могут применяться с целью предоставления этому лицу права пользования чужим земельным участком и подменять, таким образом, иск об установлении сервитута, предусмотренный статьей 274 ГК Гражданского кодекса.

По смыслу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса по результатам разрешения спора суд, исходя из баланса интересов сторон, не лишен возможности самостоятельно при наличии имеющихся разногласий определить условия предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса оговаривает примерный перечень случаев, предполагающих установление земельного сервитута, а также вводит критерии оценки иных потребностей, при наличии которых собственник недвижимости может требовать предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом.

Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.

Земельный сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса, суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.

Проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление названного ограниченного вещного права, поэтому судам следует определять, имеется ли у истца возможность доступа к своему имуществу, не прибегая к правовым средствам, предусмотренным указанными нормами права.

В отношении иных требований истца, касающихся объема и содержания права ограниченного пользования чужим участком, судам необходимо выяснить, связаны ли они с теми потребностями, в обеспечение которых, исходя из конкретных обстоятельств спора и принципа разумности, допустимо установление частного сервитута.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, в тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка.

Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут.

В состав платы за право проезда и прохода в зависимости от обстоятельств спора допустимо также включать расходы собственника обремененного участка на создание условий для реализации истцом своего права ограниченного пользования чужим имуществом, в том числе затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

В случае невозможности использования земельных участков истцов без установления испрашиваемого земельного сервитута, подлежит исследованию вопрос об установлении сервитута на возмездных или безвозмездных началах.

Поскольку суд, пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, при наличии спора не связан доводами его сторон, касающимися порядка использования участка, он может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка.

При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может назначить проведение экспертизы.



Государственная регистрация земельного сервитута

Положениями статьи 131 Гражданского кодекса и нормами статей 2, 12, 27 Федерального закона №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что сервитут подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Основанием для государственной регистрации земельного сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса.

По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает земельный сервитут.

Согласно статье 27 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации сервитута, если он относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в орган, осуществляющий такую регистрацию, предоставляются документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия земельного сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Исходя из требований данной статьи при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта должны быть указаны точные пространственные характеристики земельного сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП.

В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров земельного сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик земельного сервитута, суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установление сервитута

Российское законодательство допускает такой способ установления сервитутов на основании общих норм гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе вещных) посредством издания административных актов и в случаях, прямо предусмотренных законом (п.1 ст.8 ГК РФ и п.1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Судебное решение как основание возникновения сервитутов упоминается в п. З ст.274 ГК РФ, Земельном кодексе РФ, ч.1 п.1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если стороны не могут прийти к соглашению об условиях установления сервитута, то сервитут может быть установлен на основании вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного по иску лица, требующего установления сервитута.

В отличие от договора само судебное решение не нуждается в государственной регистрации, являясь безусловным основанием для регистрации сервитута (п. 1 ст.4, п.1 ст. 17, п.1 ст.27 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).68 Расширенный перечень приводится в ст.23 Земельного кодекса РФ (являющегося более поздним, по сравнению с ГК РФ, документом. Не допускается запрет на установление сервитута при необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до принятия названного Федерального закона.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки, сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов (п.6). В Москве указанным в ст.36 Земельного кодекса РФ субъектам право ораниченного пользования земельным участком оформляется договором ограниченного пользования на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы. Характер правоотношений, возникающих при установлении публичного сервитута, имеет определенное сходство с правоотношениями по поводу установления ограничений прав на землю.

Так, ограничения прав лиц, использующих земельные участки, также устанавливаются на основании требований, предусмотренных законодательством. При установлении публичного сервитута по требованию лица, в отношении земельного участка которого установлен сервтут, возможно изъятие этого участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. Земельное законодательство допускает при определенных обстоятельствах, к которым относятся существенные затруднения в использовании земельного участка, обремененного сервитутом, соразмерную выплату лицу, чей участок обременен.

При установлении ограничений никакого взимания платы не предусмотрено. Публичным сервитутом может пользоваться либо неопределенное число лиц (при проходе, проезде, прогоне скота через участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Но временное пользование земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлено как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В таком случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом. То же самое относится и к линиям связи и т.д. и т.п. Вопрос об установлении публичных сервитутов поднимается сейчас достаточно часто именно кампаниями, занимающимися прокладкой и эксплуатацией таких инженерных сетей.

Бесспорно, вопрос установления сервитутов на владениях множества собственников для одной коммуникации является сложным, трудоемким в своем решении вопросом. Но если мы хотим соблюсти все принципы российского законодательства и здравого смысла вообще, то здесь говорить надо именно о частном сервитуте или аренде земли. Законодательство предусматривает право собственника земельного участка требовать плату за установление публичного сервитута, в случае существенных затруднений в использовании участка. Особым случаем, может стать ситуация, когда собственник участка, построив на нем дорогу, сам предлагает за плату проход и проезд по ней всем желающим. Поскольку эти отношения не схожи с сервитутом публичным, возникает вопрос о том, идет ли речь о частном сервитуте, как предполагает собственник участка. Но такие отношения не подпадают и под понятие частного сервитута, который устанавливается в интересах соседних земельных участков соглашением с их владельцами.

Очевидно, что подобное использование земельного участка - разновидность пользования чужим участком, пока не урегулированная правом. Необходимо различать законные ограничения пользования земельными участками лицами, имеющими на них законные права. Например, в зонах санитарной охраны водоемов деятельность собственников земельных участков, их владельцев и пользователей может быть ограничена в интересах охраны того или иного водоема. Ограничение права - это установление запрета или требование о воздержании от совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Как уже отмечалось, регулирование отношений, связанных с применением публичного сервитута, в идеале, должно основываться на соблюдении баланса интересов собственника и общества, т.к. установление публичного сервитута связано с потребностями общества. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе в любом случае требовать соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

При установлении публичного сервитута возможны два варианта требований в зависимости от степени обременения земельного участка и права на такой участок. За установление частного сервитута взимается соразмерная плата, которая носит договорный характер. В случае установления ограничения права, должны возмещаться причиненные таким ограничением убытки, размер которых исчисляется в случаях и в порядке, установленных земельным законодательством и «Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут». Согласно ст. 57 Земельного кодекса РФ возмещению подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В настоящее время действует и Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Правительства РФ 28 января 1993 г. № 77. В том же случае, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности дальнейшего использования земельного участка по прямому назначению, собственник земельного участка вправе требовать изъятия (в том числе путем выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим такой сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. п. 6,7 ст.23 Земельного кодекса РФ). П. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ устанавливает дополнительное основание для изъятия земельного участка, инициаторами которого являются землевладелец и землепользователь, или выкупа, инициатором которого может быть только собственник обремененного земельного участка.

Неопределенный характер носит понятие «существенные затруднения в использовании обремененного участка». В гражданском законодательстве существенным изменением обстоятельств, признается их изменение настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно различающихся условиях (п. 1 ст.451 ГК РФ). Такой подход применим к отношениям по установлению публичного земельного сервитута лишь отчасти, так как следует учитывать специфику отношений по использованию земельных участков. Существенные затруднения в использовании обремененного земельного участка могут выразиться в нарушении принципа, согласно которому сервитут должен быть наименее обременительным для участка, в отношении которого он установлен, в силу чего собственник данного земельного участка не может в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. В любом случае «степень обременения» земельного участка носит абстрактный, оценочный характер и должна быть в каждом конкретном случае доказана лицом, предъявляющим определенные требования к органу, установившему сервитут. В соответствии со ст. 276 ГК РФ, если земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута, а не изъятия. Некоторые авторы считают, что положение ст. 276 ГК РФ следует применять в случае установления 109 частного, а не публичного сервитута.

На наш взгляд данная позиция является спорной, т.к. в основе ее лежит ограничение правового поля владельца земли, уменьшение его потенциала в плане защиты законных интересов в отношении, принадлежащей ему собственности в случае неправомерного решения относительно, рассматриваемой земли.

Определить критерии «существенных затруднений» в дальнейшем использовании земельного участка при установлении публичного сервитута, дающих основание для соразмерной оплаты, поможет только суд. Так же в случае возникновения спора о выкупе, компенсации земельного участка, о возможности или невозможности дальнейшего использования земельного участка по своему прежнему назначению при установлении публичного сервитута существенную помощь в разрешении конфликта может оказать судебное вмешательство. В земельно-правовой науке под ограничением прав использующих земельные участки, понимается установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать для строго определенных целей чужой земельный участок.

Согласно п. 9 ст.23 Земельного кодекса РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в ст.1, рассматривает сервитут как ограничения (обременения), т.е. как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Основанная на публично-правовых нормах система регистрации прав на недвижимость обеспечивает надлежащую достоверность сведений о правах на нее, устойчивость и безопасность рынка недвижимости, защиту добросовестных участников гражданского оборота и гармоничное сочетание частных и публичных интересов. При этом властные полномочия государства обеспечиваются не только регистрацией прав на землю, но и запретом на совершение отдельных видов сделок, установлением определенных условий и требований. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому, согласно ст.613 ГК РФ собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в т.ч. и об обременении этого земельного участка сервитутом. Если арендодатель - собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Сервитут обременяет земельный участок, поэтому, согласно ст.613 ГК РФ, собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в т.ч. и об обременении этого земельного участка сервитутом.

Если арендодатель - собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Существует ряд сервитутов, обозначенных в российском законодательстве, которые, если строго следовать теории вещного права, таковыми не являются.

Геологоразведочные, топографо-геодезические мероприятия, установление охранных зон на энергонесущих магистралях, в заповедниках носят характер ограничений, основным критерием которых остается запрет совершать какие- либо действия, предусмотренные законом, либо запрет препятствовать проведению соответствующих мероприятии. Запрет совершать действия, ущемляющие интересы других лиц, в том числе и соседей, является ограничением права, но не сервитутом, т.к. в данном случае отсутствует институт вещных прав.

Об ограничительном характере публичного сервитута свидетельствует и устранение собственника обременяемого участка от процесса установления публичного сервитута, а так же сравнение перечня документов, представляемых для регистрации частного и публичного сервитутов земельного участка. При регистрации публичного сервитута, заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим.

В отношении собственника обременяемого участка, установление публичного сервитута носит уведомительный характер. Копия документа об оплате государственной регистрации частного сервитута с предъявлением подлинника (оплату осуществляет по соглашению между ними одна из сторон договора об установлении сервитута). При регистрации публичного сервитута - копия распорядительного акта городской исполнительной власти об установлении сервитута на земельный участок, заверенная органом его, выдавшим не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю. При сравнении перечня становится очевидным - волеизъявление собственника служащего участка в случае установления и регистрации публичного сервитута в расчет не принимается, что исключает баланс частного и публичного в данных правоотношениях. Это лишний раз указывает на то, что в случае с публичным сервитутом нужно говорить об ограничении со стороны публичного образования в отношении собственника земельного участка.

Установлению публичного сервитута должны предшествовать большая работа по всестороннему изучению общественного мнения, проведение научно обоснованных расчетов, экологических, строительных и иных экспертиз. Однако закрепленное в п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ право общественности участвовать в проведении общественных слушаний перед установлением публичного сервитута, в принятии по этому вопросу соответствующего решения (акта) органов государственной власти и местного самоуправления не имеет еще четко отрегулированного механизма учета и проведения таких слушаний.

Но уже существуют проверенные на практике и основанные на правовых нормах правомочия суда (и соответственно граждан) по рассмотрению требований, заявленных в защиту интересов неопределенного числа лиц (жителей микрорайона, улицы и т.п.), с проведением соответствующих экологических, градостроительных и иных судебных экспертиз, привлечением к участию в деле третьих лиц с самостоятельными и несамостоятельными требованиями, по рассмотрению дел, вытекающих из публичных правоотношений, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц (подраздел III ГПК РФ).

Важным является решение вопроса правильного выбора установления сервитута: публичного или частного, в случаях возможного двусмысленного толкования закона. Определения земельного сервитута, содержащиеся в п. 1 ст. 274 ГК РФ и п. 1 ст. 55 ЗК РФ, в целом соответствуют понятию данного института в римском частном праве, отражая два основных условия его существования: во-первых, наличие двух недвижимостей, принадлежащих разным собственникам, когда одна земля тем или иным образом служит собственнику другой- во-вторых, соседство этих земельных участков. Вместе с тем существенным отличием российского сервитута от римского является его возмездный характер.

Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 4 ст. 55 ЗК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Однако в действующем российском законодательстве существует и другой подход к определению сервитутов. Так, анализируя положения Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч. 3 п. 14 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» и ч. 10 п. 4.10.

Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, публичный сервитут рассматривается не как самостоятельное ограниченное вещное право, а лишь как ограничение (обременение) других вещных прав (права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования) на недвижимое имущество. Для обозначения таких ограничений (обременений) в законодательстве используется термин «публичный сервитут». Следует заметить, что такая позиция законодателя разделяется и рядом современных авторов, занимающихся исследованием правоотношений, связанных с установлением сервитутов. С таким подходом к определению сервитутов вряд ли можно согласиться.

Дело в том, что «публичные сервитуты», предусмотренные в упомянутых источниках, возникают только на основе прямого указания закона, т.е. в легальном, а не в частноправовом (договорном) порядке- во-вторых, устанавливаются они не в пользу конкретного субъекта - собственника соседней недвижимости, а в пользу всех лиц вообще, т.е. для обеспечения не частных, а общественных (публичных) нужд. Например, в Водном кодексе РФ установлено, что «каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами...», что по сути своей соответствует понятию публичный водный сервшут, установленному предыдущим Водным кодексом, а Лесным кодексом предусмотрено, что все «граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах... (публичный лесной сервитут)».

Публичный сервитут устанавливается не в пользу конфетного субъекта - собственника соседней недвижимости, а в пользу неограниченного числа лиц, т.е. для обеспечения не частных, а общественных (публичных) нужд. Установление публичного сервитута определяется государственными или общественными интересами. Из этого следует, что ничего общего с сервитутами, известными римскому частному праву, «публичные сервитуты» не имеют. Если точно следовать юридической логике, публичный сервитут вообще не являются разновидностью jura in re aliena, представляя собой лишь ограничения права собственности в силу закона. В дореволюционной российской цивилистике - права участия общего. Надо отметить, что в гражданском праве до 1917 года, подобные отношения предлагалось рассматривать как ограничения права собственности, а не как разновидность ограниченных вещных прав.

Некоторые авторы считают, что: «Строго говоря, установление права ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения (ст.23 Земельного кодекса РФ) по своему характеру также является экспроприацией. Однако использование в современном российском законодательстве в этом случае понятая «публичный сервитут» является более логичным с точки зрения 1 юридической техники». На наш взгляд, подобные утверждения все-таки слишком радикальны. Основная задача института публичного сервитута, по 112 Акскж А. Изъятие недвижимости, как основание принудительного прекращения права собственности. Cмыслу законодательства, состоит в ограничении и в ограниченном использовании чужого земельного участка.

Право пользования, владения и распоряжения у собственника обремененного сервипутом участка остается, хотя и в ограниченном виде. В соответствии с п.З ст.5 Земельного кодекск РФ обладатели сервитута - это лица, имеющие право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Лица, использующие земельные участки на правах сервитута, не только не вправе распоряжаться ими, но и имеют ограниченный круг полномочий при использовании земли. Термин «экспроприация» подразумевает поглощение всех прав собственника земельного участка. Только невозможность дальнейшего использования вследствие установления публичного сервитута является основанием изъятия земельного участка по инициативе владельца последнего (п.7 ст.23 Земельного кодекса РФ). Орган государственной власти или орган местного самоуправления, установившие публичный сервитут, обязаны возместить собственнику все причиненные в результате изъятия убытки. Вместо изымаемого участка названные органы могут предложить указанным лицам, по их желанию, равноценный земельный участок с возмещением убытков.

Выкуп земельного участка, возмещение убытков в связи с установлением публичного сервитута осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, расчетная величина соразмерной платы за сервитут может быть выражена отрицательной величиной. Это означает, что в результате обременения ущерб собственнику земельного участка причинен не будет. Напротив, в ряде случаев установление сервитута на земельный участок для прокладки линий электропередачи и последующей их эксплуатации, ограничение в связи с этим прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, может не причинить ему убытков, поскольку собственник такого земельного участка получает возможность подключения к возведенной линии электропередачи и электрификации зданий, строений и сооружений, находящихся на земельном участке, что позволяет собственнику использовать свой участок более эффективно, чем до установления сервитута.

Естественно, что в этом случае, собственник обремененного участка не вправе требовать соразмерной платы за сервитут. Основное отличие публичного сервитута от частного - отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей».

Данная позиция подтверждается п.7 ст. 23 Земельного кодекса РФ, из содержания которой можно заключить, что органы государственной власти и местного самоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки в пользование или во владение, одновременно ограничивают пределы таких прав. Таким образом, публичный сервитут рассматривается не как самостоятельное ограниченное право, а лишь как ограничение (обременение) других вещных прав (права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования) на недвижимое имущество. Для обозначения именно таких ограничений (обременений) в нашем законодательстве используется термин «публичный сервитут». Вряд ли можно согласиться с таким подходом в определении публичных сервитутов. Публичные сервитуты в нашем законодательстве устанавливаются в порядке императива, а не в частноправовом (договорном) порядке.

Таким образом, Земельный кодекс РФ регламентирует регулирование публичных сервитутов, тяготея к административному, праву, в связи, с чем представляется неудачным подход законодателя, который для обозначения специфических отношений использовал термин, не учитывающий существа регулируемых отношений. За рубежом подобные отношения зачастую квалифицируются как ограничение чужого вещного права.

Чтобы не ломать сложившуюся на сегодняшний день конструкцию законодательства можно попробовать решить данный вопрос следующим образом:

1) необходимо выделить из института сервитутов ограничения публичного характера;
2) что касается обременении публичного характера, то здесь, чтобы не возникало споров о правильности определения публичного сервитута, можно было бы ввести в практику заключение договора между административным органом и собственником обременяемого участка.

Такое положение вещей снимет ряд острых вопросов, возникающих в связи с публичным сервитутом:

а) правильность определения и собственно принадлежность публичного сервитута к сервитутам. На наш взгляд, договор может определить вещную природу публичного сервитута, а не только его обременительный (ограничительный характер);
б) договор между администрацией и собственником поможет, на наш взгляд, упростить механизм возмездной (назначение выплаты за обременение);
в) вопрос сроков, на которые устанавливается сервитут.

Можно утверждать о том, что все эти позиции можно отразить и в акте органа государственной власти, местного самоуправления и т.д. Но в этом случае возникает однозначный императив, чем полностью исключается баланс частного и публичного. В институт публичного сервитута в нашем законодательстве было бы разумно ввести договорный механизм, как средство упорядочения правоотношений, возникающих при установлении публичного сервитута и как средство защиты интересов собственника, обременяемого участка.

При таком положении вещей, на наш взгляд, наилучшим образом возможно сохранение баланса частного и публичного. В силу исторических причин, о которых указывалось выше, государство при передаче прав на земельный участок, в случае необходимости устанавливает сервитут, т.е. сервитут устанавливается не в дальнейшем процессе использования участка, по требованию заинтересованного лица, а при приобретении права на участок. Земельный кодекс, оставив правовое регулирование частных сервитутов в сфере гражданского законодательства, регламентирует регулирование публичных сервитутов, тяготея к административному, а не к гражданскому праву, в связи, с чем представляется неудачным подход законодателя, который для обозначения специфических отношений использовал термин, не учитывающий существа регулируемых отношений.

Публичный сервитут

Что такое публичный сервитут?

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.



В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;
2. устанавливается нормативно правовым актом;
3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);
2. после момента предоставления участка в собственность

Как установить публичный сервитут?Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов.

Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;
2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;
3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;
4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;
5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута.

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении этот запрет признан неконституционным "в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов".

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута. Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут. Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

На практике в разных регионах публичные сервитуты устанавливаются либо органами законодательной власти, либо исполнительной. Например, в Новосибирской области земельный публичный сервитут устанавливается постановлением главы администрации в соответствии с законом Новосибирской области №108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», в Тюменской области публичные сервитуты устанавливаются и прекращаются постановлением губернатора Тюменской области в соответствии с постановлением администрации Тюменской области №358 «О публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области», в Пензенской области установление и прекращение публичных сервитутов входит в компетенции Правительства Пензенской области и. т. д.

Что же касается Ленинградской области, то вопрос об установлении публичных сервитутов в Ленинградской области так и остается не решенным. Согласно официальному ответу правового управления Законодательного собрания Ленинградской области в Плане законотворческой деятельности законодательного собрания Ленинградской области на первое полугодие, утвержденном Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области №1269, предусматривалось рассмотрение проекта областного закона «О публичном сервитуте на территории Ленинградской области», однако данный областной закон на рассмотрение законодательного собрания Ленинградской области Губернатором Ленинградской области не вносился.

Необходимо также соблюдать обязательные требования к содержанию нормативного акта об установлении публичного сервитута. Любопытным остается и вопрос о том, нормативно-правовым актом будет акт об установлении публичного сервитута или же этот акт носит индивидуальный характер.

Обратимся для выяснения этого вопроса к определению нормативно-правового акта и акта индивидуального характера. Нормативно-правовой — вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений, рассчитанный на неоднократное применение, распространяющий свое действие на некий круг лиц. Индивидуальный правовой акт – это разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.

Публичный земельный сервитут устанавливается в отношении конкретного земельного участка и ограничивает право конкретного лица – собственника обременённого земельного участка. Статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации упоминает о законе, ином нормативном правовом акте Российской Федерации, нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте органа местного самоуправления и нет ничего об индивидуальном правовом акте. На наш взгляд акт, которым устанавливается публичный сервитут, носит индивидуальный характер.

Однако вернемся к подаче заявления об установлении публичного сервитута.

В заявлении, подаваемом в администрацию должно быть указано объект недвижимости (земельный участок), вид и цели установления сервитута, его содержание, сфера и срок действия, обоснование необходимости введения публичного сервитута, сведения о собственнике земельного участка (землепользователе, землевладельце), а также о лицах, в интересах которых устанавливается публичный сервитут (можно указать перечь лиц, либо определить их категорию, например, члены садоводческого товарищества «Сфера»)

II. Следующим этапом установления публичного сервитута является рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и принятие решения о проведении общественных слушаний.

Как правило, заявление об установлении публичного сервитута рассматривает орган, принявший заявление о заинтересованных лиц. Здесь мы возвращаемся к вопросу, что делать, если в субъекте Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий орган, компетентный принять вопрос об установлении публичного сервитута, регулирующий процедуру и сроки установления. Учитывая, что публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения установление публичного сервитута, если есть все необходимые предпосылки для его установления, является не правом государственного органа или органа местного самоуправления, а его обязанностью.

На наш взгляд логичным будет определение органа компетентного принять заявление от заинтересованных лиц в установлении публичного земельного сервитута тем, в управлении и распоряжении которого находится земельный участок, в отношении которого необходимо установить земельный сервитут. Итак, в зависимости от лица в чьем управлении находится земельный участок в тот орган власти и подается заявление об установлении публичного сервитута.

III. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам слушания.

Действующее земельное законодательство предусматривает принятие решения об установлении публичного сервитута по итогам общественных слушаний.

Мы видим, что проведение общественных слушаний является обязательным условием для установления публичного сервитута.

Обратимся к вопросу, что же такое общественные слушания, кем они должны быть инициированы, как должны быть проведены и как оформляются итоги общественных слушаний. Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов природопользования, проводимая с целью информирования. Общественные слушания дают возможность участникам выразить свое мнение, повлиять на принятие решение, найти оптимальное решение вопроса.

В юридической литературе предлагается определить следующую категорию лиц – участников общественных слушаний:

1. жители территориальной единицы, чьи интересы затрагивает установление сервитута;
2. представители организаций, расположенных на соответствующей территории;
3. собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, а также другой законный владелец этого участка (арендатор, субъект права постоянного бессрочного пользования и др.)
4. представители органа государственной власти или местного самоуправления.

Правильная организация, соблюдения прав участников общественных слушаний, фиксация результатов слушаний обеспечивает эффективность проведения общественных слушаний и служит достижению поставленных целей. Для успешного проведения общественных слушаний необходимо заблаговременно оповещать потенциальных участников слушаний (на наш взгляд, такой период времени должен определяться в пределах от 10 дней до 1 месяца), выбрать удачное место для проведения общественных слушаний, время, приемлемое для всех участников, фиксировать не только результат проведения, но и ход самого процесса, отражая в протоколе высказанные предложения участников слушаний. Вопрос об извещении, о проведении общественных слушаний также должен быть решен законодательно. Целесообразно оповещать население в средствах массовой информации.

В настоящее время процедура проведения общественных слушаний законодательно не регламентирована, однако общественные слушания близки по своему значению к сходу граждан. Процедура созыва и проведения схода граждан установлена законодательно в федеральном законе N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25). Полагаем возможным применение по аналогии нормы о порядке организации сходов населения к порядку проведения общественных слушаний.

Полагаем, что основными итоговыми документами общественных слушаний должны являться: реестр участников, принявших участие в общественных слушаниях, протокол общественных слушаний, список поступивших вопросов и замечаний на них.

В протоколе об итогах проведения общественных слушаний должны отражаться следующие вопросы: обсуждаемый вопрос, количество участников с указанием граждан высказавших свое мнение «за», «против», «воздержался», принятое решение.

Итак, предполагаем, что общественные слушания состоялись. Возникает вопрос насколько результат таких слушаний и решение, принятое на сходе граждан обязательно для органов власти? Земельный кодекс Российской Федерации предлагает всего лишь «учитывать результаты общественных слушаний». Из этого следует, результаты общественных слушаний носят рекомендательных, а не обязательный характер. Насколько это соответствует соблюдению прав граждан, в интересах которых (если публичных сервитут устанавливается именно в их интересах) устанавливается публичный сервитут. Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Полагаем, что в случае установления публичного сервитута в интересах местного населения результаты общественных слушаний должны быть обязательны для органов власти.

IV. Решение органа государственной власти об установлении публичного сервитута.

Как было сказано выше публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса российской Федерации законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Решение об установлении публичного сервитута выражается в тексте нормативного правового акта, в котором должны быть указаны следующие сведения: объект недвижимости (земельный участок), место нахождения земельного участка, кадастровый номер (для этого требуется пройти обязательную процедуру межевания границ земельного участка), собственника или иного владельца земельного участка, обременяемого публичным сервитутом, название сервитута (публичный), содержание сервитута, срок его действия и условия установления.

Частный сервитут

Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ- ФЗ № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.с


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Сервитут