Эмиссия денег (наличных, безналичных) и ценных бумаг (акций, облигаций)

В продолжение темы про ценные бумаги и особенности их оборота, в этой статье мы уже поговорим о том, что такое эмиссия – ведь это достаточно важный момент, относящийся к самому происхождению ценных бумаг.

Эмиссия – это способ привлечь деньги?

Эмиссия – это зарубежный термин, означающий в переводе с французского «выпуск». Обычно данным понятием обозначается выпуск денег или ценных бумаг для того, чтобы они смогли стать доступными для широкого круга лиц и использовались в обращении, но об этом мы поговорим позднее. Рано или поздно, компания сделает для себя вывод о том, что ей недостаточно средств и было бы неплохо привлечь средства инвесторов в свой бизнес. Мы уже рассматривали такие способы, как выдача векселей, взятие кредита и выпуск собственных акций (айпио). Именно сам процесс выпуска ценной бумаги и называется эмиссией. Однако, она бывает разных видов, и, соответственно, цели она преследует разные. Возьмем для начала эмиссию денег. Она бывает двух видов, но, в итоге, приводит к увеличению денежной массы в экономике.

Как происходит увеличение денежной массы?

Процесс эмиссии наличных денег начинается с момента их производства (печать банкнот, чеканка монет) на монетных дворах. Естественно, технология производства денег сложна и требует соблюдения жестких правил. Сама же эм-сия, в целом, также имеет свои принципы. В России к ним относятся:

  • Принцип необязательности обеспечения (рубль никак не соотносится к весом золота или другого драгоценного металла)
  • Принцип монополии и уникальности – дает право на выпуск (равно как и изъятие) денежных знаков только единственной структуре в стране – Центральному Банку России (ЦБ РФ)
  • Принцип правового регулирования состоит в том, что решение о выпуске новых денег может быть утверждено только Советом директоров Банка России, дабы избежать инфляции и девальвации рубля
  • Принцип неограниченной обмениваемости – заключается в том, что нет каких-либо ограничений на сумму обмениваемых денег, при замене банкнот и монет на аналогичные нового образца срок изъятия не может быть менее 1 года и более 5 лет
  • Принцип безусловной обязательности признает за рублем право единственной валюты, выступающей платежным средством на территории страны.


Это все обносится к наличной эмиссии, однако, денежная эмиссия может проходить и в безналичной форме. Увеличение безналичной денежной массы могут создавать все экономические субъекты (физические и юридические лица). Такое возможно, в основном, благодаря предоставлению банками кредитов, другой распространенный вариант – изготовление и раздача векселей с их последующим применением в расчетах между организациями. Объем эмитированной денежной массы в таком случае уменьшится с возвратом кредита или погашением векселя.

Выпуск ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг как источник привлечения дополнительных денежных средств широко распространена как среди самих государств (государственные ЦБ), так и частных компаний, у которых есть на это право. В данном случае под эм-ей понимается комплекс мер, которые предпринимает организация (называемая в таком случае эмитент) или государство для размещения эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, опционов). Под размещением здесь понимается отчуждение права собственности, которое изначально принадлежало эмитенту. Сам процесс эм-и предполагает прохождение следующих стандартных этапов:

  1. Принятие решения о размещении эмис-ных ЦБ
  2. Утверждения решения о выпуске этих самых ценных бум аг
  3. Государственная регистрация выпуска эмис-ных ЦБ
  4. Собственно, само размещение (или передача прав собственности на ЦБ первым владельцам)
  5. Регистрация в государственных органах итогов проведенного выпуска эмиссионных ЦБ.


Следует учитывать, что в ряде случаев процедура эми-и отличается от стандартной и связано это, прежде всего, с процессами реорганизации юр. лиц или учреждением нового акционерного общества. В целом же, требования к эм-ии достаточно жесткие, в крайнем случае дело может дойти вплоть до уголовной ответственности.

Цели эм-сии ЦБ (чаще всего акций) не ограничиваются банальным привлечением заемных средств, хотя в большинстве случаев это очень необходимо. Помимо прочего, выпуск и размещение ценных бумаг направлены на:

  • Формирование уставного капитала на этапе организации акционерного общества
  • Увеличение имеющегося уставного капитала
  • Проведение оптимального дробления или консолидации уже имеющихся у компании акций
  • Оптимальную реорганизацию акционерного общества или иной формы юридического лица
  • Привлечение инвестиций с дальнейшим увеличением капитала.

В целом же, можно говорить о том, что эм-сия решает ряд стратегических задач компании. Помимо всего прочего, узнать всю подробную информацию о предстоящем размещении можно в так называемом проспекте эмиссии – документе, специально подготавливаемом компанией для привлечения инвесторов. В случае, когда компании не удалось достичь планов по привлечению заемных средств, принимается решение о проведении дополнительной эмиссии. Именно поэтому, говоря о том, что такое эмиссия, ассоциации в первую очередь связаны со стремлением организации привлечь денежные средства. Хотя, это всего лишь одна сторона медали. И тем не менее в данной статье блога propravoguru.ru на ней сделан максимальный упор.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Эмиссия денег (наличных, безналичных) и ценных бумаг (акций, облигаций)