Понятие спроса и его закон

Спрос - это платежеспособная потребность или, иными словами, форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными ценностями. Наряду с основным понятием в микроэкономике выделяют такие понятия, как величина и цена спроса, а также существует специальный закон, о котором мы подробнее поговорим ниже. В этой статье мы разберем представленные понятия, поговорим о следствиях из закона, основных исключениях, приведем примеры действия в реальных жизненных ситуациях.

Понятие спроса - определение и сущность

Как мы уже упомянули выше, спрос – это платежеспособная потребность, а его величина (или объем) – это конкретное количество товаров, которое покупатель готов приобрести по одной определенной цене.

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товаров.

Закон спроса отражает обратную зависимость между изменением в ценах и в количестве.

Следствия из закона:

  1. потребитель подвержен принципу убывающей предельной полезности – так как каждый последующие единицы блага или товара приносят все меньше удовлетворения, то потребитель купит дополнительную единицу блага, если цена его будет снижаться.
  2. из закона вытекает эффект дохода и эффект замещения. Здесь важно понимать о двух видах дохода, а именно: реальном и номинальном. Номинальный доход – это сумма денег, полученная населением, реальный – то количество товаров, которое можно купить на номинальный доход. Эффект дохода заключается в следующем: при снижении цены на товар реальные доходы покупателя становятся больше при неизменном номинальном доходе, что позволяет увеличить объем покупок. Эффект замещения – при снижении стоимости товар дешевеет относительно других товаров, в результате чего им замещается потребление аналогичных благ.


Из вышеописанного закона, как из многих правилах, существуют исключения.

  • Во-первых, в отношении товаров престижного спроса вступает в действие эффект Веблена, отражающий прямую зависимость между ценой товара и уровнем его потребления.
  • Во-вторых, закон не действует в отношении товаров низшего качества, когда одновременно растут цены на более качественные товары. В таком случае стоит говорить о эффекте Гиффена: если низкокачественный товар занимает значительную долю потребительского бюджета, то объем его покупок изменяется в том же направлении, что и цена.

Спрос – это измеряемая величина. Его закон можно проиллюстрировать в виде таблицы (или шкалы), графика и функции.

Кривая спроса (D1, D2) – график, который иллюстрирует зависимость между такими параметрами, как цена товара или услуги и количеством потребителей, готовых его купить по данной цене.

Функция принимает следующий вид:



Qd = a - bP = kx + b

В данном случае, основными неценовыми факторами, сдвигающие кривую вправо или влево будут:

  1.  Доходы покупателей: когда доходы растут, растет спрос на нормальные товары и падает спрос на низшие
  2. Число покупателей
  3. Цены на взаимосвязанные товары: во-первых, на взаимозаменяемые (товары субституты) – если они удовлетворяют одну и ту же потребность, то рост стоимости на один приведет к росту востребованности на другой. Во-вторых, на взаимодополняемые (комплиментарные товары) – если потребление одного товара невозможно без потребления другого (например, автомобили и запчасти), то увеличение цены на один приведет к падению потребности в другом.
  4. Виды покупателей
  5. Потребительские ожидания

Важно также запомнить, что изменение спроса происходит в результате действия неценовых факторов и приводит к сдвигу кривой, в то время как изменение его величины происходит в зависимости от цены и выражается в движении по кривой.

Примеры

Влияние востребованности на стоимость очень хорошо прослеживается на фондовом рынке. Цены на финансовые инструменты, в частности, на акции (что такое акции компаний) и фьючерсы (что такое фьючерс) зависят от соотношения трейдеров (кто такие трейдеры) – быков и медведей. Другими словами, если покупатели определенного актива (про активы и пассивы тут)  - акций и фьючерсов (фьючерс это) будут готовы заплатить за него чуть больше, чем он стоит сейчас, то активные покупки в условиях недостаточного предложения приведут к стремительному росту стоимости – начнется восходящий тренд (что такое тренд) на рынке. Как правило, восходящие трендовые движения длятся достаточно долго, в отличие от нисходящих тенденций - когда цены стремительно падают под влиянием избыточного предложения и недостатка спроса. Что интересно, спрогнозировав удачное движение и купив актив (как купить акции компаний, к примеру, описано тут) в нужный момент можно хорошо заработать, а совершая прибыльные сделки с постоянной периодичностью можно даже разбогатеть с нуля. Тем более, устойчивая потребность в акциях может быть вызвана выплатами дивидендов (дивиденды это), производимых независимо от результатов деятельности компании в финансовом году – хотя это больше относится к привилегированным акциям (про виды акций можно почитать тут, про виды ценных бумаг в целом – здесь). А вот спрос уже непосредственно на конкретные акции зависит от ряда их характеристик вроде ликвидности, доходности, величины спреда и т.д.

Таким образом, спрос – это очень важная экономическая категория, определяющая не только интерес к продукту или перспективы бизнеса, но и прибыль непосредственно. В следующих статьях сайта propravoguru.ru мы разберем закон спроса и предложения, поговорим о эластичности, о соотношении востребованности и конкуренции, поговорим на тему бюджета – поэтому старайтесь следить за выходом новых статей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Понятие спроса и его закон