Банкротство

Банкротство

Для удобства изучения материала, статью банкротство разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Банкротство
2. Процедура банкротства
3. Банкротство предприятия
4. Дело о банкротстве
5. Банкротство физических лиц
6. Банкротство организации
7. О несостоятельности банкротстве
8. Банкротство должника
9. Юридическое банкротство
10. Анализ банкротства
11. Финансовое банкротство
12. Признаки банкротства
13. Вероятность банкротства
14. Оценка банкротства
15. Банкротство кредитора
16. Модели банкротства
17. Банкротство банков
18. Прогнозирование банкротства
19. Особенности банкротства
20. Заявление о банкротстве
21. Диагностика банкротства
22. Стадии банкротства
23. Суть банкротства
24. Риск банкротства
25. Учет банкротства
26. Сведения о банкротстве

Банкротство

Банкротство (несостоятельность) - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. После регистрации юридического лица эта неспособность должна быть признана арбитражным судом.

Банкротство - длительный процесс, который в первую очередь направлен на финансовое оздоровление предприятия-должника, возвращение ему способности нормально осуществлять свою хозяйственную деятельность, включая расчеты с кредиторами. Принудительная ликвидация компании и распродажа его имущества применяются при банкротстве только тогда, когда финансовое оздоровление невозможно.

Чтобы определить признаки банкротства предприятия, используют два основных критерия: неоплатность долгов и неплатежеспособность.

Неоплатность долгов означает, что сумма долгов превысила стоимость имущества должника, и возможности оплатить эти долги нет. Оба этих критерия в совокупности применяются для граждан - предпринимателей. Юридическое лицо может быть признано банкротом при наличии одного критерия - неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты долгов по своим обязательствам в течение трех месяцев с даты, когда их следовало оплатить. Кроме этих условий, нужен и определенный размер задолженности, который бы позволил арбитражному суду возбудить дело о банкротстве. Для юридических лиц этот размер составляет 100 000 рублей, для граждан - предпринимателей - 10 000 рублей.

Долги предприятия - банкрота должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда. Кредитор вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом после получения им исполнительного листа и обращения с ним в службу судебных приставов. Обращение кредитора в арбитражный суд возможно по истечении 30 дней с момента обращения к судебным приставам.

При определенных обстоятельствах должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Но если заявление должника окажется ложным (фиктивное банкротство), руководитель организации или индивидуальный предприниматель, обратившиеся с таким заявлением, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности (ст. 197 УК РФ).

В зависимости от инициатора процесса банкротства, различают кредиторов-заявителей и всех остальных. По порядку удовлетворения требований различают очередных и внеочередных кредиторов.

Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной законом о банкротстве, требования внеочередных кредиторов удовлетворяются по возможности должника.

Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего вводит наблюдение и назначает временного управляющего.

Кредиторы образуют специальный орган - собрание кредиторов, представляющий их интересы во взаимоотношениях с должником.

Организуют и проводят собрания кредиторов арбитражные управляющие.

Собрание кредиторов принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника и т.д.

В зависимости от стадии банкротства меняются функции арбитражного управляющего и его название. Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, финансовое оздоровление - административный управляющий, внешнее управление проводит внешний управляющий и, наконец, конкурсное производство - конкурсный управляющий.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику.

В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.

Наблюдение проводит временный управляющий. По итогам этой процедуры он обязан представить собранию кредиторов и арбитражному суду полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д.

Именно анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Кроме анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения.

На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.

Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления- признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства- утверждения мирового соглашения.

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности. Основная цель финансового оздоровления - восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очереди - не позднее чем через 6 месяцев с момента введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если отсутствуют основания для введения внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного административного, полностью его заменяет.

К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры, за исключением требований о взыскании заработной платы, авторских вознаграждений, о возмещении вреда жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов - наиболее выгодное для должника последствие внешнего управления. Мораторий касается начисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев.

Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества. Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должника несостоятельным- по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.

После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотренной в Гражданском кодексе РФ.

Внеочередными требованиями считаются оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства.

- Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью;
- кредиторами второй очереди - граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений;
- к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди которых - залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предмета залога.

При суммировании максимально возможных сроков всех процедур банкротства (7 месяцев - наблюдение, 2 года - финансовое оздоровление и внешнее управление, полтора года - конкурсное производство), то получается более 4 лет. На практике восстановление платежеспособности крупных предприятий занимает не менее 5 лет.

Процедура банкротства

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Проведение процедур банкротства в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» No 127-ФЗ, далее Законом о банкротстве.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение.

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

• возврат долгов кредиторам;
• восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Процедуры банкротства проводят соответственно:

• наблюдение — временный управляющий;
• финансовое оздоровление — административный управляющий;
• внешнее управление — внешний управляющий;
• конкурсное производство — конкурсный управляющий;

Наблюдение

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Начало процедуры банкротства

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

• признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
• утверждение временного управляющего;
• размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно выдвинуть кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

Таблица 1. Наблюдение как процедура банкротства

Применяется к должнику в целях:

  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.


Не применяется

  • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
  • к отсутствующему должнику;
  • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
  • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями

Срок

Законом не установлен, однако наблюдение должно бытьзавершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрениядела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7месяцев (по закону 1998 г.— не более 3 месяцев с продлением не более чем на 2 месяца).

Начало

При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом порезультатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требованийзаявителя к должнику на основании определения арбитражного суда
При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судомзаявления о признании должника банкротом

Орган управления

Руководство предприятия-должника под контролем временногоуправляющего

Специфика

Предприятие-должник продолжает деятельность под руководствомадминистрации. Невозможны: ликвидация реорганизация должника, создание на егобазе других организаций, филиалов, представительств- также невозможны: выпускценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т.д.- сделкис имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов.
Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий ит.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемогоарбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестратребований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника иобеспечением мер по сохранности его имущества.

Окончание процедуры

С момента:

  • признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;
  • введения финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • утверждения мирового соглашения.

После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

• в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности либо ее ликвидации;
• по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
• запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки следующих видов:

• связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
• связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Контроль над этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, т. е. суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий.

К ним относятся решения:

• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации организации-должника;
• о создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах;
• о создании филиалов и представительств;
• о выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);
• о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);
• о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
• об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (по закону о банкротстве 1998 г. такие сделки могли осуществляться с согласия временного управляющего).

С момента введения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

• контроль за действиями руководства должника;
• изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Вопрос об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть ивысококвалифицированный, временный управляющий.

Поэтому в мировой практике известны три варианта управления должником в случае его банкротства:

• управление руководством должника (самоуправление);
• управление специально назначенным управляющим или далее группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
• управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве Российской Федерации не дает возможности оценить эффективность работы руководства должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется, и его место занимает арбитражный управляющий.

Но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Права и обязанности временного управляющего

В целях защиты интересов-кредиторов и сохранения имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.

Так, временный управляющий имеет право получать любую, в том числе и конфиденциальную, информацию о деятельности организации- должника, которую ему обязано предоставить руководство, и т.д. (см. табл.).

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку при этом определяется не только сумма долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда эти требования будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к голосованию на первом собрании кредиторов.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении или об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.

Таблица 2. Первое собрание кредиторов

Цель

Определение дальнейшей судьбы должника

Дата

Не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения

Принимаемые решения (принимаются большинством голосов изприсутствующих на собрании)

1. Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

2. Другие вопросы, в том числе:

  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя, работников предприятий-должников и др.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем 3/4 голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005 г.).

Первое собрание кредиторов — очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или, руководствуясь законом о банкротстве принимает решение, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Банкротство предприятия

Неверные шаги в хозяйственной деятельности (провальный маркетинг, неоправданные расходы, или даже убытки от мошенничества) могут привести фирму к несостоятельности по долгам. Дела о несостоятельности в таких случаях рассматриваются по заявлению должника или кредитора в арбитражном суде. Институт банкротства первоначально вводился для благих целей, таких как вывод фирмы из финансовой «пропасти», восстановление платежеспособности и регулярных налоговых отчислений. Но чаще всего процедуры арбитражного банкротства используются в целях, противоречащих морали и правопорядку: для недружественного поглощения предприятия, или попросту отъема.

Законодательство о банкротстве, возможно, и далек от совершенства, но он – единственный инструмент, который в целом учитывает интересы всех сторон материальных обязательств, и поэтому его следует уважать и соблюдать.

Общая суть производства по несостоятельности такова: предприятие вначале нужно «оздоровить», а если это невозможно – распродать и ликвидировать.

Арбитражный суд назначает следующие процедуры в своем производстве (по порядку):

• Наблюдение;
• Финансовое оздоровление;
• Внешнее управление;
• Конкурсное производство;

Законодательством о несостоятельности также могут быть предусмотрены иные процедуры. На настоящий момент это мировое соглашение, которое может быть заключено между кредиторами и дебитором в любой момент судопроизводства (кроме конкурсного производства).

Арбитражное судопроизводство по банкротству может быть возбуждено тем арбитражным судом, в чьей территориальной подсудности находится должник – то есть судом по месту регистрации предпринимателя или организации (на основании статьи 29 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Дело возбуждается по соответствующему заявлению (содержание которого можно обсудить с юристом, имеющим опыт в области процессов по несостоятельности) лица, который имеет основание для обращения в суд. Таким лицом может быть сам дебитор (должник), кредитор (взыскатель), налоговая инспекция, прокурор, представитель рабочего коллектива предприятия. Просьбу о признании дебитора банкротом изучается судьей от одного до трех месяцев со дня поступления заявления в арбитраж.

После принятия заявления к своему производству арбитражный суд определяет ввести процедуру наблюдения, если должник не отвечает по своим обязательствам в течение трех месяцев на совокупную сумму более 300 тысяч рублей (но для банкротства отдельных видов предприятий предусмотрены и иные суммы, как и иной порядок). Если предприятие признается неспособным отвечать по своим обязательствам, суд вводит процедуру конкурсного производства и удовлетворяет требования кредиторов путем реализации имущества дебитора. Процесс по банкротству в случае ликвидации предприятия заканчивается вынесением решения о признании должника несостоятельным (банкротом), которое содержит указания на факт такого признания, назначение процедуры реализации имущества, а также назначение управляющего.



Все судебные издержки (главным образом, это оплата услуг арбитражных управляющих, госпошлины и юридических услуг) будут взысканы с ликвидируемого предприятия.

В конкурсном производстве участвует любое имущество должника, которое было использовано им в экономической деятельности. Это могут быть:

• Сооружения, строения, здания;
• Земельные участки;
• Технические средства производства;
• Транспортные средства;
• Сырье;
• Произведенные или реализуемые товары;
• Имущественные права (доли в уставных капиталах, акции, векселя, долги);
• Интеллектуальная собственность (наименование фирмы, зарегистрированные товарные знаки, ноу-хау, лицензии и прочее).

Если деятельность предприятия подлежала обязательному лицензированию, то у приобретателя возникает привилегия на получение такой лицензии. Однако сейчас, когда деятельность многих отраслей переходит на саморегулирование (создание саморегулируемых организаций), практика перехода членства в СРО пока не устоялась.

Процедура продажи предприятия процессуально урегулирована ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Продажа протекает путем открытых торгов (как правило). Управляющий, назначаемый судом, выполняет функции по организации процессов, обеспечивает процедуру проведения открытых, гласных, честных и прозрачных сделок.

Сами сделки осуществляются на условиях, установленных Гражданским кодексом для сделок с предприятиями как имущественным комплексом. На предприятие распространяется правовой статус недвижимых объектов. Для оценки стоимости предприятия необходима его оценка, при которой учитываются как стоимость реальных объектов, так и долговых обязательств предприятия.

По установленными приказом Минфина № 49 правилами при инвентаризации предприятия учитываются:

Основные средства. Это строения, здания, сооружения, средства производства, оборудование, механические средства, транспортные средства;
Нематериальные активы. Это интеллектуальная собственность, об объектах которой упоминалось ранее. Общий режим таких объектов установлен частью 4 Гражданского кодекса;
Капитальные вложения – это суммы, потраченные на возведение и поддержание «незавершенки» (объектов строительства, не сданных и не введенных в эксплуатацию);
• Запасы (тара, сырье);
• Готовая продукция;
• Денежные средства (наличность в кассе, счета в банке, долговые обязательства).

Дело о банкротстве

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона N 296-ФЗ).

Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (в ред. Федерального закона N 296-ФЗ).

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (в ред. Федерального закона N 296-ФЗ).

Банкротство физических лиц

Формально процедуру банкротства как юридических, так и физических лиц в России регулирует федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно этому документу, любой человек имеет возможность объявить себя банкротом, если он не в состоянии вернуть долги.

Банкротство дает возможность заемщику «начать с чистого листа» - после того, как кредиторы получат все, что он сможет выплатить тем или иным способом, его долги аннулируются.

В тексте закона указано, что гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если их сумма превышает стоимость его имущества, а просрочка по платежам составляет более трех месяцев. Для возбуждения дела о банкротстве физического лица арбитражным судом требования к должнику должны составлять не менее 10 тысяч рублей.

Должник может сам подать заявление о возбуждении процедуры банкротства в арбитражный суд по месту жительства. В таком заявлении, в частности, должны быть указаны сумма требований кредиторов, с которой согласен должник, и обоснование невозможности эти требования удовлетворить.

К заявлению может быть приложен план погашения долгов. Если кредитор не возражает, арбитражный суд может этот план утвердить. После чего должник обязан исполнять утвержденный план. Тогда производство по делу о банкротстве приостанавливается, но не более чем на три месяца.

Заявление может быть подано должником и до фактического банкротства, если очевидно, что он не сможет выполнить свои обязательства перед кредитором в установленный срок. Согласно тексту закона, если должник подал подобное заявление, имея возможность выполнить обязательства перед кредитором, он несет ответственность за убытки, связанные с возбуждением дела о банкротстве.

Подать заявление в арбитражный суд может и кредитор. Заявление может быть основано на объединенной заложенности по нескольким обязательствам (несколько кредитов в одном банке) или быть одним от нескольких кредиторов (несколько кредитов в разных банках). Должник в случае несогласия имеет право в десятидневный срок после получения определения о подаче заявления в арбитражный суд направить туда отзыв, содержащий доказательства необоснованности требований заявителя.

Кстати, при процедуре банкротства, согласно действующему закону, сделки должника, осуществленные им за последний год и связанные с передачей имущества супругам или близким родственникам, признаются ничтожными- имущество считается принадлежащим должнику. Возврат полученных прибылей осуществляется в порядке установленной законом очередности кредиторов.

Согласно закону об исполнительном производстве, с должника в первую очередь взыскивают денежные средства. Однако в ситуации банкротства предполагается, что таковых нет. В этом случае судебные приставы обращают взыскание на имущество должника.

Если имущество находится в совместной собственности (например, супругов), взысканию подлежит только часть, принадлежащая должнику. Например, если речь идет о квартире, в случае банкротства одного из собственников ее придется продать с тем, чтобы купить квартиру меньшей площади для второго собственника, или поменять на меньшую с доплатой.

Если должник является индивидуальным предпринимателем, его госрегистрация в этом качестве утрачивает силу с момента признания банкротства. Кроме того, аннулируются все выданные ему лицензии.

Тем не менее, взысканию подлежит не всякое имущество. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, к таковому не относится, например, жилье, если оно является для должника единственным пригодным для проживания, предметы домашней обстановки, одежда и обувь, призы и госнаграды. Если должник владеет квартирой, купленной в кредит, который не является предметом судебного иска, и кредит еще не погашен, она также не подлежит взысканию.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом не позднее семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Все судебные расходы ложатся на должника и возмещаются вне очереди. Однако мировым соглашением между должником и кредиторами может быть предусмотрен иной порядок распределения расходов.

В то же время в законе сказано, что предусмотренные им положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу только вместе с соответствующими изменениям и дополнениями в федеральные законы. Это означает, что фактически действие закона о банкротстве в России в настоящее время на частных лиц не распространяется.

Минэкономразвития еще в 2004 году начал готовить новый закон, прописывающий процедуру банкротства физических лиц. С учетом экономического кризиса и предшествующего ему массового увлечения кредитами решение этого вопроса стало особенно актуальным. В мае 2009 года министерство представило очередную версию этого документа, названного авторами «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника».

Законопроект в качестве основного инструмента для решения проблем должника и кредитора в случае невозможности выплаты кредита предусматривает реструктуризацию долга. Делать это предлагается в соответствии с планом, предложенным должником и утвержденным арбитражным судом, на срок не более пяти лет. Поводом для обращения в суд может стать полугодовая просрочка по выплате долга.

Причем план реструктуризации может быть принят без согласия кредитора, если с его помощью можно полностью удовлетворить требования кредиторов. Аналогичная мера предусмотрена и в «Законе о банкротстве», однако в варианте, предложенном Минэкономразвития, вся процедура прописана значительно подробнее.

Новый документ предлагает повысить порог минимальной суммы задолженности до 50 тысяч рублей. При этом претендующий на реструктуризацию займов должник должен будет доказать в суде наличие у него постоянного дохода.

Авторы законопроекта считают, что реструктурировать долг банку выгоднее, чем забрать у должника имущество, стоимость которого с большой вероятностью весь долг не покроет. Банк в момент реструктуризации получает на баланс «свежий» кредит, сумма по которому не будет просроченной какое-то время, даже если должник так же безнадежен, как и был до реструктуризации. С точки зрения отчетности и создания резервов такая ситуация для банка предпочтительней.

После выполнения плана реструктуризации долгов бывший должник освобождается от долгов. Однако в течение последующих пяти лет при обращении в кредитную организацию он не имеет права скрывать, что прибегал к реструктуризации долга.

Если должник по той или иной причине не выполнил обязательства в соответствии с планом реструктуризации долгов, или такой план не был принят (например, из-за отсутствия у должника постоянного источника доходов), арбитражный суд признает должника банкротом. В этом случае его имущество распродается, вырученные средства делятся между кредиторами пропорционально суммам их требований.

Предложенный Минэкономразвития проект закона в целом повторяет положения действующего закона, но в нем подробнее прописаны детали процедуры банкротства физических лиц по сравнению с нынешним законом о банкротстве. Кроме того, предполагается, что в случае принятия закона процедура банкротства физических лиц, наконец, станет реальностью.

Банкротство организации

В соответствии с ГК РФ Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом).

Закон о несостоятельности регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением:

• казенных предприятий;
• учреждений;
• политических партий;
• религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности.

В настоящее время общий порядок возбуждения дел о банкротстве следующий: для того чтобы кредитор мог обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, раз мер непогашенного обязательства должен быть не менее 100 000 рублей, должник должен допустить просрочку уплаты платежа в три месяца. Причем данное обязательство должно быть подтверждено решением суда, вступившим в силу. При этом арбитражный суд принимает заявление с просьбой о банкротстве должника только по истечении тридцати дней с момента направления исполнительного документа, основанного на вышеуказанном решении, в службу судебных приставов.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ СТОРОНА БАНКРОТСТВА

В соответствии со статьей 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКОНЕ О БАНКРОТСТВЕ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

• несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);
• должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
• денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;
• обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
• руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;
• кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
• конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
• уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
• наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
• финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
• внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
• конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
• мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;
• представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;
• представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства;
• представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
• представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;
• арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
• временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
• конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
• мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
• представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства;
• саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также - саморегулируемая организация) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
• регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство.

Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад, при этом задолженность перед юридическим лицом превышает 100 000 рублей (Статья 6 Закона о банкротстве).

Если у организации появились признаки банкротства, то руководитель данной организации обязан сообщить об этом учредителям.

Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить банкротства. Данные меры называются досудебная санация.

Закон о банкротстве выполняет следующие функции:

- устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);
- регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
- устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;
- регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Задолженность перед кредиторами делится на две группы:

Первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кредитор


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Банкротство