Экономическое обеспечение

Экономическое обеспечение

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Экономическое обеспечение
2. Обеспечение экономической безопасности
3. Обеспечение экономического развития
4. Меры обеспечения экономической безопасности
5. Обеспечение экономического анализа
6. Организационно-экономическое обеспечение
7. Правовое обеспечение экономической безопасности
8. Обеспечение экономической стабильности
9. Информационное обеспечение экономического анализа
10. Механизм обеспечения экономической безопасности
11. Обеспечение устойчивого экономического развития
12. Проблемы обеспечения экономической безопасности
13. Субъекты обеспечения экономической безопасности

Экономическое обеспечение

Экономическое обеспечение - обеспечение деятельности войск и органов ПС РФ финансовыми, материальными и техническими средствами. Исходными положениями для определения объёма и структуры экономического обеспечения являются политическое и социально-экономическое положение внутри страны, её национальные интересы.

Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, основы пограничной политики, военно-экономическая стратегия, международная обстановка и характер взаимоотношений с сопредельными странами.

Экономическое обеспечение логично вытекает из потребностей субъектов, его реализующих, и имеющих структуру, количественно-качественный состав, обусловленные реальными политическими целями и экономическими возможностями РФ.

Создание финансово-экономических основ местного самоуправления является одной из приоритетных задач на долгосрочный период. Органы местного самоуправления получили право на наличие собственных бюджетов и муниципальной собственности. Несмотря на то, что действующим законодательством за всеми муниципальными образованиями признаны равные права, формирование муниципальной собственности городов районного подчинения, районов в городах, поселков, сельских округов, иных муниципальных Образований идет с большими трудностями.

В состав муниципальной собственности, как правило, входят предприятия жилищно-коммунального комплекса, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, жилой фонд и нежилые помещения. В настоящее время той или иной муниципальной собственностью обладает около 92% муниципальных образований. Муниципальные предприятия имеются у 40% муниципальных образований- муниципальные учреждения образования — у 72%- муниципальные учреждения здравоохранения — у 65%, муниципальные учреждения культуры и спорта — у 65%, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения — у 70% муниципальных образований.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять самостоятельное управление местными финансами, муниципальной собственностью, заниматься практически всеми видами финансово-хозяйственной деятельности с некоторыми ограничениями, обусловленными необходимостью снижения рисков нанесений ущерба или утраты части муниципальной собственности, а также угрозой монополизации определенных секторов местного рынка.

Следует отметить, что, несмотря на декларированную законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень собственных и закрепленных на постоянной или долговременной основе доходов очень мал.

Система межбюджетных отношений не отлажена, отсутствует единая методическая основа для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Это происходит на фоне общего тяжелого финансового состояния и дефицитности бюджетов всех уровней. Число муниципальных образований — бюджетных «доноров» очень невелико. В результате органы местного самоуправления не всегда имеют достаточный объем ресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, возможности прогнозирования и планирования. Отсутствие средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также для реализации решений органов государственной власти, приводит либо к отказу органов местного самоуправления от реализации этих полномочий, либо к их реализации за счет собственных средств, что приводит к еще большему ухудшению финансового положения муниципальных образований.

Отдельно следует отметить проблему повышения эффективности управления муниципальным хозяйством.

В большинстве муниципальных образований не применяется или применяется формально система муниципального заказа, которая при грамотном подходе позволяет экономить значительные средства. Практический опыт внедрения системы муниципального заказа в различных регионах России показал, что достигаемая экономия средств в среднем составляет 20—30%, а в отдельных случаях доходит до 40%. Объекты муниципальной собственности часто используются не по назначению либо с малой отдачей. Структуры управления муниципальным хозяйством преимущественно не оптимизированы и их функционирование практически не регламентировано.

Обеспечение экономической безопасности

Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) — это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП.

Функциональные составляющие ЭБП — это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Выделяют следующие функциональные составляющие ЭБП:

•финансовую;
•интеллектуальную и кадровую;
•технико-технологическую;
•политико-правовую;
•экологическую;
•информационную;
•силовую.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.

Корпоративные ресурсы — факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.

Среди них выделим:

а) ресурс капитала. Акционерный капитал предприятия в сочетании с заемными финансовыми ресурсами является кровеносной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;
б)ресурс персонала. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;
в) ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;
г) ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает оборудование, необходимое (по мнению менеджеров предприятия) и доступное (исходя из имеющихся ресурсов);
д)ресурс прав. С развитием цивилизации, истощением природных ресурсов и повышением ценности для бизнеса нематериальных активов резко выросла роль данного ресурса. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к не общедоступным возможностям развития бизнеса.

Обеспечение экономической безопасности предприятия — это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем.

Способы обеспечения экономической безопасности предприятия — это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.

Рассмотрим практическое функционирование данной схемы обеспечения ЭБП. Исходя из целей создания бизнеса, а также особенностей национального менталитета и природного темперамента высших менеджеров предприятия, отраслевой спецификации бизнеса и общеэкономической ситуации на рынках данного предприятия, формируется философия предприятия.

Для осуществления целей данного бизнеса на основе сложившейся философии предприятия его менеджментом рассчитываются потребности бизнеса в различных ресурсах и формируется набор корпоративных ресурсов предприятия, за счет которых оно достигает реализации целей своего бизнеса.

Важнейшим этапом обеспечения ЭБП является стратегическое планирование и прогнозирования его экономической безопасности. Этот этап включает в себя разработку стратегического плана обеспечения ЭБП. В этом документе необходимо задать качественные параметры использования корпоративных ресурсов предприятия в сочетании с его организационно-функциональной структурой и взаимосвязями структурных подразделений, а также некоторые количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих и ЭБП в целом.

После разработки стратегических планов деятельности предприятия необходимо провести оперативную оценку уровня обеспечения и текущее тактическое планирование ЭБП. Анализ уровня ЭБП проводится на основе оценки эффективности мер по предотвращению ущербов и расчета функциональных и совокупного критериев ЭБП.

Текущее планирование ЭБП осуществляется на основе разработки нескольких альтернативных сценариев развития ситуации и расчета значений совокупного критерия экономической безопасности по каждому из них. После выбора по результатам расчетов лучшего варианта и анализа остальных вырабатываются оперативные рекомендации по текущему планированию деятельности предприятия. Эти рекомендации не носят в отличие от стратегических долгосрочного характера и не только задают качественные ориентиры текущей деятельности предприятия, но и содержат количественные задания.

На основе оперативной оценки уровня ЭБП и выработанных рекомендаций осуществляется оперативное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после чего производится практическая реализация разработанных планов.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности. На основе этой информации оцениваются функциональные и совокупный критерии экономической безопасности предприятия, их отклонения от плановых значений, анализируются причины возникновения этих отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.

Корректировки могут вноситься и в систему планирования ЭБП. В этом случае нужно заново использовать описанные выше методы планирования ЭБП и внести соответствующие изменения в хозяйственные планы предприятия и систему их реализации.

Обеспечение экономического развития

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что федеральная политика в отношении Дальнего Востока должна способствовать более полному и рациональному использованию его природных богатств для обеспечения внутренних потребностей производства и формирования валютных ресурсов страны.

Обстановка, сложившаяся в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, перспективы страны на долгосрочный период, интересы населения и экономики дальневосточных регионов, масштабный характер их проблем требуют активного воздействия государства на протекающие здесь процессы.

Необходимо отметить, что нормативная правовая база государственной поддержки социально-экономического развития регионов Дальнего Востока пока не представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимодополняющих законодательных актов. В настоящее время она включает в себя несколько федеральных законов, отдельные статьи федеральных законов по общегосударственной тематике, регулирующие проблемы развития Севера, Дальнего Востока и Забайкалья, ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

В действующих нормативных правовых актах недостаточно полно учитываются произошедшие в стране и мире изменения в сфере экономики, накопившиеся проблемы в социальной сфере. Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации решаются в основном частные вопросы социально-экономического развития Севера и Дальнего Востока. По ряду направлений государственной поддержки нормативные правовые акты часто меняются.

Направления совершенствования законодательства определяются исходя из ряда принципов, которых, (по нашему мнению) необходимо придерживаться в отношении северных и дальневосточных регионов страны:

- государственный протекционизм в вопросах регулирования экономики и развития социальной сферы;
- оптимизация миграционной политики государства с применением рыночных механизмов регулирования численности населения регионов, в том числе привлечения трудоспособного населения из трудоизбыточных регионов России в регионы с высоким ресурсным потенциалом с учетом геополитических интересов страны;
- формирование политики дифференцированного налогообложения, таможенного регулирования с учетом специфики регионов и стратегических интересов государства;
- регулирование процессов социально-экономического развития северных и дальневосточных регионов России с учетом веяний мировой экономики и возможных потенциальных угроз;
- обеспечение дифференцированного подхода к каждой северной и дальневосточной территории с учетом природно-климатических условий, транспортной обеспеченности и уровня социально-экономического развития.

В Концепции - 2020 отмечено, что развитие Дальнего Востока в значительной мере опирается на огромные природные ресурсы (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные и минеральные), а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России, Президент Российской Федерации определил именно развитие Дальнего Востока, что подразумевает не только развитие промышленности и других отраслей экономики, но и совершенствование социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры этого региона и превращение его в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами.

В «Концепции - 2020» к основным задачам относится комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока и закрепление населения в восточных регионах страны. Но если в целом по стране мы говорим о необходимости управления миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. То в дальневосточных регионах ставится задача проведения миграционной политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке.

Сегодня не остается сомнений, что без ориентации на инновации нельзя достичь качественного подъема экономики. В условиях мирового финансово-экономического кризиса данное положение представляется ещё более актуальным. Особое значение инновационный путь развития имеет для районов Севера и Дальнего Востока.

Численность населения во всей России устойчиво сокращается, во \\\\\\\'многом на это повлияли резкие изменения условий жизни, нестабильная занятость, падение уровня доходов, существенное сокращение форм государственной социальной поддержки малообеспеченных граждан.

Необходимость поиска резервов трудовых ресурсов в целом в России связана с ухудшением демографической ситуации. В стране происходит сокращение численности трудоспособного населения. Данная тенденция проявляется и в регионах Дальневосточного федерального округа?

Демографический потенциал Дальнего Востока все больше становится недостаточным для сохранения и роста минимального количества населения в сохранившихся центрах экономического развития страны.

К сожалению, необходимо констатировать, что демографический потенциал, а соответственно и трудовой потенциал Дальнего Востока явно недостаточен для освоения расположенных здесь природных богатств и для создания развитой экономической и поселенческой структуры. Экстремальные климатические условия на Дальнем Востоке требуют более значительных затрат на жизнеобеспечение по сравнению с другими регионами России, а высокая стоимость жизни существенно удорожает все социальные программы.

Необходимо остановиться на проблеме, сдерживающей реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья: это в первую очередь экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков- низкая внутренняя транспортная связанность территории при ее огромных размерах- очаговый характер расселения с низкой плотностью населения- специфичность условий ведения сельского хозяйства- высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока.

К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при доставке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью территории России, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжают оставаться основными ограничителями осуществления любых видов деятельности на Дальнем Востоке, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

В этой связи, в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания на Дальнем Востоке, необходимо рассматривать инвестиционные программы и в первую очередь государственные.

Субъекты Российской Федерации, расположенные на территории дальневосточного региона, традиционно являются дотационными. В доходах консолидируемых бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДФО, доля дотаций составляет 14,8%, что является вторым показателем после Южного федерального округа по дотационности, при среднероссийском значении этого показателя 5,4%.

Социальные последствия реализации любых целевых программ и мер государственной поддержки выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение демографической ситуации, (здоровья и трудоспособности населения, а также привлекательностью территории для проживания.



Пока данные Росстата по основным показателям социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья не радуют:

- численность населения уменьшается;
- реальные денежные доходы и начисленная заработная плата населения растут самыми низкими темпами по сравнению с другими федеральными округами.

Задача сделать территорию Дальнего Востока и Байкальского региона" привлекательной для проживания населения является одной из сложнейших в условиях, когда населенные пункты находятся в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Так, например, 60% территории Дальнего Востока занимают районы, в которых природные условия жизни населения определяются как неблагоприятные и малоблагоприятные (в целом в России такими условиями характеризуется не более 35% территории). Обширная территория Дальнего Востока со средне благопрятными условиями жизни населения (примерно 35% территории) отличается сильной дифференциацией природных условий в её северной и южной частях. В соответствии с действующим законодательством, эта часть средне благоприятной зоны отнесена к районам Крайнего Севера. Природные условия оцениваются как дискомфортные, однако позволяющие формировать постоянное население из пришлых контингентов и создавать относительно крупные населенные пункты. Более благоприятные природные условия в пределах южной части зоны, особенно на равнинных пространствах и морском побережье. Тем не менее, в силу сложных климатических и других неблагоприятных природных условий, почти вся южная часть этой зоны отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. При этом зона с благоприятными условиями жизни населения занимает около 5% территории Дальневосточного федерального округа. Условия жизни (по показателям, характеризующим природно-климатические факторы проживания) здесь определяются российскими учеными как достаточно комфортные, и население находится в условиях, близких к средним условиям страны. Поэтому у мигрантов обычно не возникает ощутимого снижения функций адаптационных систем.

Кроме того, Дальний Восток отличается слаборазвитой инфраструктурой и низкокачественным жилищным фондом. Это наследие советского освоения с минимальными затратами на создание качественной жилой среды. В настоящее время ввод в действие общей площади жилых домов составляет 19% к 2008 году (в целом по России этот показатель 20,6%), притом, что на Дальнем Востоке ежегодно растет удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда. В результате доля ветхого и аварийного жилья в половине субъектов ДФО в 2-4,5 раза выше средней по стране. Хотя миграционный отток населения снизил напряженность в обеспеченности жильем, качество жилищного фонда продолжает ухудшаться. Также в дальневосточных регионах один из самых высоких показателей по удельному весу расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. И это без оплаты услуг за потребленную электроэнергию. Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно растет. Самое тяжелое положение в удаленных регионах и на Сахалине, где стоимость содержания жилья максимальна. Дефицит бюджетных средств приводит к дальнейшему обветшанию жилищного фонда. Решить накопившиеся проблемы за счет средств региональных бюджетов невозможно в силу их высокой дотационности, а федеральный центр оказывает помощь только в чрезвычайных ситуациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

В распоряжении по утверждению Стратегии предлагается внести изменения в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкаль», предусмотрев продление срока действия указанной программы. Считаем, что при подготовке новой редакции федеральной целевой, программы развития Дальнего Востока необходимо предусмотреть и пролонгацию сроков ее реализации до 2025 года и увеличение финансирование. При этом следует существенно изменить подходы к включению конкретных объектов и мероприятий в данную программу.

В Стратегии отмечено, что важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Но сегодня не секрет, что в условиях финансового кризиса фактически произошло существенное уменьшение финансирования всех мероприятий данной целевой программы (кроме строек АТЭС), а также в федеральном бюджете предусмотрено финансирование программы почти на 60 процентов ниже объема средств, утвержденных ее паспортом. Если государство не вкладывает средства, то и бизнес не настроен на развитие территории, это мы уже видели. В первую очередь мы теряем рабочие места, что провоцирует миграционный оттоку населения.

Ведущими факторами закрепления населения в северных и дальневосточных районах страны всегда были материальные: обеспечение повышенного уровня оплаты труда и дополнительные гарантии и компенсации, решение жилищной проблемы. В этой связи необходимо акцентировать внимание на повышении жизненного уровня уже проживающего населения с целью минимизации его потерь и стабилизации численности. Только при создании условий, благоприятных для жизнедеятельности населения, возможно возобновление роста экономически активного населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Для создания комфортных условий проживания населения на Дальнем Востоке России, закрепления и привлечения дополнительных трудовых ресурсов необходима не только особая экономическая стратегия развития, но и социальная политика, учитывающая все особенности.

На наш взгляд эта политика должна складываться из следующих положений:

- возможности получения высшего образования за счет средств федерального бюджета. Финансирование получения образования можно оформлять в форме специальных образовательных сертификатов (долговых обязательств), которые могут быть погашены при условии, что выпускник, получивший образование в дальневосточном ВУЗе за счет государства, отработает на территории округа, например, не менее 5 лет;
- разработки особых условий ипотечного кредитования населения на Дальнем Востоке России. При общих принципах организации ипотеки гражданин предпочтет приобретать жилье в более комфортных районах проживания. Для того, чтобы жители округа и новые переселенцы предпочитали приобретать жилье именно на Дальнем Востоке, необходимо льготное кредитование без права продажи квартиры и сдачи в аренду, например, в течение определенного количества лет;
- организации широкомасштабной рекламно-информационной кампании по созданию «внутреннего» и «внешнего» образа региона, способного закрепить постоянное население и привлечь новых переселенцев;
- создания на Дальнем Востоке России населенных пунктов мирового уровня по показателям обеспеченности населения социальными и жилищно-коммунальными услугами.

Именно это должно найти отражение в новой редакции программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока готов поддержать, а может и совместно разработать предложения по совершенствованию федерального законодательства по социальному развития субъектов Российской Федерации с учетом северной и дальневосточной специфики.

Меры обеспечения экономической безопасности

Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время является предметом пристального изучения и исследований. Свидетельство тому - растущее число публикаций в научной и специальной литературе. Из множества известных нам исследований и разработок наиболее фундаментальными, по нашему мнению, являются монография Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула и учебно-практическое пособие, разработанное коллективом авторов РЭА им. Г. А. Плеханова под редакцией академика Олейникова Е. А. В монографии Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула, носящей философский характер рассмотрен широкий круг проблем, связанных с разработкой концептуальных основ обеспечения безопасности и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социальных процессов, происходящих в нашей стране- авторами предпринята попытка системного освещения путей выхода из кризиса, форм и методов обеспечения стабильности государства.

По объектная структура экономической безопасности в монографии представлена следующей структурой различных уровней экономических отношений: экономический уровень семьи - экономические интересы каждого гражданина страны- микроэкономический уровень - агенты рынка- региональный и отраслевой уровень экономика субъектов Федерации и отраслей национальной экономики- макроэкономический уровень - экономика страны в целом.

Рассматривая ситуацию в России, авторы монографии выделяют ряд основных угроз экономической безопасности страны, затрагивающих интересы практически всех вышеперечисленных объектов:

• все большее сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
• усиление криминализации различных секторов рынка;
• близкое к криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием должностных лиц;
• мошенничество в кредитно-финансовой сфере;
• просчеты в управлении государственной собственностью;
• непоследовательный и противоречивый характер налоговой политики государства;
• коммерциализация средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;
• противоречивость и уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для юристов-профессионалов;
• отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;
• расширение криминального бизнеса (нарко и порно-бизнес, торговля оружием и т. п.);
• нестабильность в правовой и правоохранительной сферах;
• коррупция и организованная преступность;
• недостаточная роль государства в защите интересов субъектов экономики.

Авторы монографии отмечают также наличие внешних экономических факторов, совокупное действие которых формирует один из фундаментальных источников угроз экономической безопасности: значительная внешняя задолженность, отсутствие целостной нормативной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, зависимость от импорта, неразвитость инфраструктуры поддержки отечественного экспорта, утрата освоенных рынков сбыта, утечка интеллектуальной собственности и кадров зарубеж, вывоз за рубеж валюты и сырья и др.

Рассматривая источники угроз экономике, авторы монографии дают общие рекомендации по обеспечению экономической безопасности избранных ими субъектов. Так, концептуальная модель обеспечения экономической безопасности, предлагаемая авторами выглядит следующим образом (здесь мы приводим ее без изменений).

Второй из отмеченных нами фундаментальный авторский труд практически полностью посвящен проблеме экономической безопасности является в большей степени учебно-практическим пособием, освящая основные положения Концепции и Государственной стратегии экономической безопасности России, рассматривает понятие экономической безопасности применительно к стране, регионам страны, предприятию и личности. В данном пособии авторы относят экономическую безопасность по содержанию к одному из видов обеспечения национальной безопасности, наряду с такими видами как военная, социальная, политическая, информационная и т. п.

Экономическую безопасность региона авторы трактуют как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона, определенной независимости и интеграции с экономикой Федерации, что выражается в следующих проявлениях:

• возможность проведения собственной экономической политики в рамках Федерации;
• способность адекватно реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации;
• способность осуществлять (начать) крупные экономические мероприятия (не ожидая помощи от Федерации) по неотложным социально-взрывным ситуациям, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;
• возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным регионам, где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах данного региона;
• возможность стабильно поддерживать соответствие существующих (действующих) на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни населения.

Основные параметры, при помощи которых авторы предлагают исследовать уровень экономической безопасности, а также их значимость (в баллах), представляются в следующем виде.

По данному множеству показателей производится анализ состояния регионов (ранжирование), оценка "узких" мест и факторов. Далее производится разработка сценариев выхода из кризиса в зависимости от избранного подхода с оценкой рисков. Данная методика является универсальной и в принципе может быть подобран такой набор показателей, который полностью отвечал бы концепции конкретной отрасли.

Под экономической безопасностью предприятия авторы предлагают понимать состояния наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. Оценка уровня экономической безопасности производится с помощью обобщающего критерия, определяемого с помощью системы частных функциональных критериев, рассчитываемых по наиболее важным функциональным направлениям (составляющим): финансовой, интеллектуально-кадровой, технико-технологической, политико-правовой, экономической, информационной, силовой.

Следует отметить, что в литературе отмечается несколько имеющих право на существование взглядов на экономическую безопасность. Так Бельков О. А. отмечает, что экономическая безопасность есть качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развивать в прогрессирующих масштабах.

В Толковом терминологическом словаре "Бизнес и безопасность" под экономической безопасностью понимают как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

Владимиров Ю. И. и Павлов А. С. считают, что экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России, Бухвальдом Е., Гловацкой Н. и Лазаренко С. предложено под экономической безопасностью понимать уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Академиком Абалкиным Л. И. предложено следующее определение ЭБ: совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность к постоянному совершенствованию.

Обеспечение экономического анализа

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимизации управленческих решений.

К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:

1) аналитичность (способность информации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);
2) объективность (достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);
3) оперативность (своевременное поступление информации);
4) единство (отсутствие дублирования источников информации);
5) рациональность (минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);
6) сопоставимость по предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.

Источники данных для экономического анализа:

1) плановые – все типы планов, разработанные для организации (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), нормативные материалы, сметы;
2) учетные – данные, которые содержит документация бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовой отчетности. Ведущую роль в информационном обеспечении анализа играет бухгалтерский учет и отчетность, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты;
3) внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия, а также данные, не перечисленные выше.

В их число входят:

- официальные документы (законы РФ, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, распоряжения руководителей организаций);
- хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов);
- материалы передового опыта (периодические издания, СМИ);
- техническая и технологическая документация;
- материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих участках (хронометраж, анкетный опрос);
- устная информация и пр.

Информация делится:

1) по отношению к предмету исследования – основную, вспомогательную;
2) по периодичности поступления – регулярную и эпизодическую (формируется по мере надобности, например информация о новом конкуренте);
3) по отношению к процессу обработки информации – первичную (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную (отчетность, конъюнктурные обзоры);
4) по отношению к объекту – внутреннюю (данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю (данные статистических сборников, конференций). Главный этап информационного обеспечения экономического анализа – подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение информации. Информация, собранная для анализа, должна быть проверена.

Проверка проводится с двух сторон:

1) полнота информации, правильность оформления, арифметических подсчетов, сопоставимость показателей. Данная проверка носит технический характер;
2) проверка данных по существу (насколько информация соответствует действительности). Средства проверки – логическое осмысление данных, проверка взаимосогласованности, обоснованности показателей.

Организационно-экономическое обеспечение

Организационно-экономическое обеспечение предусматривает разработку организационной структуры и системы управления ДОУ, включение соответствующих подразделений в оргструктуру, а должностей - в штатное расписание предприятия, организацию труда работников ДОУ, разделение труда в сфере производства работ и управления, организацию стимулирования.

Организационно-экономическое обеспечение является одним из основных составных элементов системного базиса, характеризующим степень организации объекта управления и его приспособленность к внедрению экономико-математических методов и средств вычислительной техники.

Организационно-экономическое обеспечение (база) представляет собой совокупность экономических параметров управления, методов организации производства и труда, схем взаимодействия задач управления на основе правовых документов, определяющих эффективное достижение управляемым объектом заданных целей при функционировании АСУ.

Организационно-экономическое обеспечение САПР (а не организационное - как его принято называть) включает документы, регламентирующие организационную структуру подразделения, работающего в САПР, и его взаимодействие с КСАП, а также методики расчета себестоимости, цены и экономической эффективности объекта проектирования и САПР, реализуемые в подсистеме технико-экономических расчетов.

Для научно-исследовательских хоздоговорных работ необходимо организационно-экономическое обеспечение: создание в около вузовском пространстве различных инновационных центров и фирм, выполняющих функции коммерциализации и внедрения вузовских НИОКР. При этом данные структуры должны создаваться в интересах, как бизнеса, так и вуза.

Деятельность отделов общего управления и организационно-экономического обеспечения в условиях внутрипроизводственного хозрасчета предполагает установление экономической ответственности за непроизводительные расходы и другие виды ущерба, причиненного предприятию и его подразделениям в результате упущений в работе. Материальное поощрение работников производится за результаты работы предприятия в целом с учетом качественного выполнения функций, возложенных на отдел.

Необходимым условием реорганизации и повышения эффективности экономических отношений в сфере образования является правовое и организационно-экономическое обеспечение реального перехода общеобразовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность: обязательное получение школами статуса юридического лица- изменение порядка выделения им бюджетных средств (переход от выделения средств по статьям расходов бюджетной классификации к финансированию одной строкой)- создание единых форм финансового учета и отчетности- подготовка и переподготовка управленческого персонала школ.

В АСУ можно выделить следующие составные части (виды обеспечения): информационное, техническое, программное и математическое, организационно-экономическое обеспечение, а также функциональные подсистемы.

По аналогии с НТУ АСУП в методике определения НТУ ОАСУ выделяются пять групп обобщающих показателей: уровень экономической эффективности, уровень развития функциональной части, или организационно-экономического обеспечения, и уровни развития соответственно технического, информационного и программно-математического обеспечения ОАСУ. При этом уровень экономической эффективности зависит от величины годового экономического эффекта и срока окупаемости затрат на создание и внедрение системы. Эти два параметра в достаточной степени характеризуют рассматриваемый уровень. Для определения уровня развития организационно-экономического обеспечения в методике предлагается использовать количественные параметры числа подсистем и задач с выделением числа задач планирования, прогнозирования и оптимизации. По нашему мнению, такая, оценка не охватывает важность, первостепенность и, как следствие, необходимость автоматизации тех или иных функций управления. Опыт АСУ-Прибор показывает, что количественное наращивание задач приводит к гипертрофированной загрузке вычислительной техники без сколько-нибудь серьезного влияния на эффективность и качество управления соответствующим объектом.

Направления создания и развития САПР определяются социальной потребностью в этих системах, экономическо и целесообразностью их создания и функционирования в конкретной сфере инженерной деятельности, а также возможностями, предоставляемыми их математическим, техническим и организационно-экономическим обеспечением.

Организационная подсистема отделов и служб в свою очередь в зависимости от выполняемых функций, характера влияния на конечные результаты, техническое развитие объединения (предприятия) в целом подразделяется на три группы: отделы технического развития, обслуживающие и вспомогательные отделы, отделы общего управления и организационно-экономического обеспечения.



Организация внутрихозяйственного семеноводства включает расчет потребности и планирование источников поступления семян, порядок сортосмены и сорто обновления, технологии возделывания полевых культур на семена и семенной контроль, послеуборочную обработку семян, создание основных страховых и переходящих фондов семян, хранение, реализацию, подготовку семян к посеву, организационно-экономическое обеспечение производства семян.

Создание и широкое распространение САПР представляет собой многогранную научно-техническую проблему, решение которой возможно при наличии: необходимого комплекса технических средств- кадров специалистов, владеющих знаниями и навыками работы с вычислительной техникой и системным подходом к решению задач исследования и проектирования- соответствующей методологии проектирования и математических методов моделирования объектов проектирования- программного обеспечения и информационно-поисковых систем- методических и регламентирующих материалов по организационно-экономическому обеспечению и решению социальных задач.

По аналогии с НТУ АСУП в методике определения НТУ ОАСУ выделяются пять групп обобщающих показателей: уровень экономической эффективности, уровень развития функциональной части, или организационно-экономического обеспечения, и уровни развития соответственно технического, информационного и программно-математического обеспечения ОАСУ. При этом уровень экономической эффективности зависит от величины годового экономического эффекта и срока окупаемости затрат на создание и внедрение системы. Эти два параметра в достаточной степени характеризуют рассматриваемый уровень. Для определения уровня развития организационно-экономического обеспечения в методике предлагается использовать количественные параметры числа подсистем и задач с выделением числа задач планирования, прогнозирования и оптимизации. По нашему мнению, такая, оценка не охватывает важность, первостепенность и, как следствие, необходимость автоматизации тех или иных функций управления. Опыт АСУ-Прибор показывает, что количественное наращивание задач приводит к гипертрофированной загрузке вычислительной техники без сколько-нибудь серьезного влияния на эффективность и качество управления соответствующим объектом.

Правовое обеспечение экономической безопасности

Международное право и его отрасли - международное уголовное право, международное экономическое право и др., призваны осуществлять координирующую и регулирующую функцию в международном сотрудничестве государств в борьбе с международной преступностью на основе совокупности юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении своей карательной власти в области международного общения.

Вместе с тем, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, в том числе и в сфере экономической, осуществляется странами, прежде всего с целью защитить свое национальное хозяйство, национальный, политический, территориальный и экономический суверенитет от посягательств со стороны транснациональной организованной преступности.

Основной проблемой в укреплении и упрочении правовых основ борьбы с транснациональной преступностью, является взаимодействие норм и принципов международного права и его отрасли международного уголовного права, с нормами и принципами национального уголовного права.

Международное право и международное уголовное право являются факторами, стимулирующим и интернационализацию национального уголовного права. Эта интернационализация обуславливается, прежде всего, необходимостью объединения усилий государств в борьбе с транснациональной преступностью. С другой стороны, международное право, в процессе сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, заимствует опыт стран с более развитым национальным уголовным правом. В дальнейшем, на международном уровне формируются нормы и принципы, которые оказывают все более существенное влияние на национальное право. Поддержание, развитие и совершенствование этого нормотворческого процесса является одним из направлений деятельности ООН и се органов в борьбе с международной преступностью, в том числе, и в экономической сфере.

Международное право и его отрасль - международное уголовное право, составляет своеобразную правовую основу международного сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями международного характера, особенно в части выявления и отнесения совершенных противоправных действий к категории преступлений международного характера в международных экономических отношениях, установления ответственности субъектов международного права и наказания лиц, виновных в совершении таких преступлений.

В ООН сформировался механизм осуществления международного сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с преступностью в экономической сфере. В совокупности с другими межправительственными и неправительственными организациями универсального и регионального характера, осуществляющими свою деятельность в контексте борьбы с международной преступностью, образуется своеобразная мировая система по борьбе с международной преступностью.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере экономической безопасности:

• договоры о правовой помощи;
• договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
• договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
• договоры по вопросам права собственности;
• договоры о международных расчетах;
• соглашения об избежании двойного налогообложения;
• договоры в области интеллектуальной собственности;
• договоры о социальном обеспечении;
• договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям.

Обеспечение экономической стабильности

На современном этапе развития мировой экономики огромное значение имеют вопросы совершенствования механизма обеспечения макроэкономической стабильности страны.

В XXI веке мир оказался перед лицом серьезнейших опасностей, угрожающих существованию человечества. Обеспечение стабильности развития национальных экономик становится главной проблемой мирового сообщества. Нации, не создавшие надежной системы безопасности экономической системы, рискуют потерять свою самоидентичность, раствориться в бурном потоке истории, а то и вообще сойти с исторической сцены.

В связи с этим, выработка механизма обеспечения макроэкономической стабильности становится необходимым условием самосохранения. Государство должно, прежде всего, обеспечить безопасность своего собственного народа.

В контексте обеспечения макроэкономической стабильности и экономической безопасности страны, актуальным на сегодняшний день является вопрос об эффективной деятельности страны в условиях глобализации, и в особенности с образованием и развитием Всемирной торговой организации, членство в которой чревато потенциальными угрозами экономической безопасности страны и макроэкономической стабильности.

Одной из основных целей обеспечения экономической безопасности страны является достижение макроэкономической стабильности.

Современную экономическую систему можно отнести к нестабильной экономике. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки эффективной государственной стратегии, направленной на достижение экономической стабилизации и экономического роста.

Обеспечение макроэкономической стабильности является одним из важнейших задач правительства, поэтому исследование ее сути и особенностей является актуальным, на посткризисном этапе развития экономики.

Формирование качественно новых экономических отношений всегда связано с большим количеством трансформаций экономической системы на различных уровнях. Современная трансформация структуры экономической системы России и других постсоветских экономик обусловлена, например глобальной либерализацией мировых рынков. Эти процессы несут в себе потенциальные угрозы разрушительного характера на текущее состояние целостной системы, которые могут привести ее к дестабилизации на и микро - макро и мезоуровнях.

Последствиями экономической стабильности на уровне государства, региона или социально-экономической системы в целом выступают: повышение международного имиджа страны, повышение рейтинга в мировых показателях, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, получение бизнесом стабильного дохода, увеличение бюджетных поступлений, повышение уровня реальной заработной платы и социальных выплат и т.п.

Раскрытие теоретико-методологических основ макроэкономической стабильности обуславливает решение таких важных задач как: оценка методологии мониторинга макроэкономической нестабильности- разработка методологической основы концепции макроэкономической стабилизации путем оценки возможностей альтернативных методологических подходов к решению проблем экономик стран-членов ВТО- определение содержания и обоснование роли и места макроэкономической стабилизации как одного из важнейших условий устойчивого роста государства в глобализированной экономике- выявление угроз, в том числе и институционального характера, определяющих стабильность макроэкономических систем в условиях глобальной либерализации рынков и др.

Вместе с тем исследование концептуальных аспектов макроэкономической стабилизации как фактора экономической безопасности страны представляется весьма актуальным в силу того, что эффективная макроэкономическая стабилизация является важнейшим и необходимым, хотя и недостаточным, условием выхода страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

Несмотря на значительную разработанность проблемы, тем не менее: между учеными, исследующими явление «макроэкономическая стабильности» не существует, как в научно-теоретическом, так и в организационно-практическом смысле, единой научно обоснованной точки зрения относительно особенностей и закономерностей стабилизационных процессов- малоисследованными остаются особенности макроэкономической стабильности в посткризисный период, в условиях глобальной либерализации рынков- отсутствует единая теоретико-методологической база исследования, что обусловливает сложности в разрешении целого ряда принципиальных проблем макроэкономической стабилизации: разработки методологической концепции и системной стратегии макроэкономической стабилизации, адекватных условиям глобальной либерализации рынков, определение критериев оценки макроэкономической ситуации и экономического развития, определение места и роли государства в обеспечении макроэкономической стабилизации, теоретико-методологической и практической общности обеспечения экономической безопасности страны и макроэкономической стабильности.

Так, исследуются различные формы проявления стабильности: инвестиционная, инновационная, финансовая, валютная, внешнеторговая, информационная, ресурсная, кадровая, экономическая стабильность организации, политическая, законодательная, стратегическая, экологическая и др. виды стабильности, выступающими «частными случаями макроэкономической стабильности».

Приведённые факты обусловливают необходимость исследования теоретической сущности категории «макроэкономическая стабильность», основываясь на имеющиеся исследования экономической науки.

В экономической науке выделяются несколько подходов к определению понятия «макроэкономическая стабильность»:

а) как состояние экономики, формированное под воздействием внутренних и внешних факторов;
б) как процесс обеспечения нормальных условий воспроизводства;
в) как стабильность финансово-денежной системы национальной экономики;
г) как макроэкономическое равновесие и др.

Так, например, Попельнюхов Р.В. считает, что макроэкономическую стабильность необходимо рассматривать как «состояние экономики, которое сложилась под влиянием комплекса взаимообусловленных и взаимосвязанных факторов: экономических, политико-правовых, демографических, научно-технических, природных, поведенческих, и характеризуется длительной устойчивостью макроэкономической ситуации (системы) в целом и отдельных макроэкономических показателей».

Ещё Дж.М. Кейнс, анализируя систему рыночной экономики, приходит к выводу о том, что одной из внутренних, сущностных свойств рыночного хозяйства является её нестабильность.

Основными факторами нестабильности «состояния» современной экономики выступают цикличностью её развития, углубление последствий экономических кризисов, расширением глобализационных процессов, глобальной либерализацией рынков, развитием, расширением деятельности ВТО, усиление международной конкуренции за право пользования мировыми экономическими ресурсами.

Подтверждением данного положения является вывод профессора Беляева А.А. о том, что «сущность макроэкономической стабилизации заключается в преодолении макроэкономической несбалансированности, характеризующейся колебаниям объема национального продукта, уровнем цен и занятости, и отсутствием условий для уверенного роста объема ВВП».

В связи с этим, колебания этих величин имеет в основном циклический характер и макроэкономическая стабилизация сводится к сокращению амплитуды отклонений и уменьшение глубины спада. Своего конкретного содержания она приобретает в экономической политике, которая способствует приближению фактического уровня ВВП до его потенциального уровня и на этой основе достижения полной занятости и стабильности цен. При таких условиях в экономике циклической безработицы практически нет, а уровень инфляции стабильно минимальный. Поэтому макроэкономическая стабильность «характеризуется уравновешенностью, сбалансированностью всех параметров», утверждает Левочкин С.В.

То есть, макроэкономическая стабильность как «состояние устойчивости макроэкономической системы», как «устойчиво-равновесное состояние» в современной экономике явление желаемое, но не адекватное.

«Состояние экономики» это статическое явление, тогда как «макроэкономическая стабильность» требует постоянного поиска средств, путей, методов, мониторинга обеспечения, достижения. «Макроэкономическая стабильность» изменчива, уязвима воздействию внешних и внутренних факторов, динамична. Например, состояние экономики ЕС лихорадит, а макроэкономическая стабильность на достаточном уровне, экономика России стабильна, а макроэкономическая стабильность очень уязвима.

Юсуфов Р.А., определяя макроэкономическую стабильность как процесс: «накопления предпосылок и создания условий внутри системы для положительной последующей динамики- перевода экономики в прогрессивно равновесное состояние с помощью организационно-экономических мер государственного воздействия и рыночной самоорганизации», отождествляет макроэкономическую стабильность с процессом обеспечения нормальных условий воспроизводства.

Макроэкономическую стабильность как стабильность финансово-денежной системы национальной экономики исследует Президент Центра рыночных реформ Лановой В.Т., который макроэкономическую стабильность определяет как «...устойчивость финансово-денежных параметров национальной экономики во времени».

Таким образом, «макроэкономическую стабильность» необходимо рассматривать как непрерывный, поступательный процесс упреждения, предотвращения, ликвидации угроз расширенному воспроизводству и устойчивому экономическому росту с целью удовлетворения растущих потребностей личности, общества, государства, хозяйствующих субъектов при постоянном мониторинге и контроле государством за динамикой макроэкономических критериев и параметров развития.

Исследование макроэкономической стабильности как экономического процесса и как экономическую категорию позволит наиболее полно раскрыть её сущности и содержание.

Как экономический процесс макроэкономическую стабильность является органическим процессом четкого взаимодействия внутренних механизмов стабилизации - оперативного, тактического и стратегического - с целью выведения страны из кризисного состояния и обеспечения экономического роста. При этом, составляющими макроэкономической стабильности являются финансовое равновесие, ресурсная, финансовая устойчивость.

Как экономическая категория макроэкономическая стабильность - это совокупность экономических отношений, по поводу обеспечения абсолютной и достаточной устойчивости экономики к внутренним и внешним угрозам и одновременно, способности к устойчивому экономическому росту с учетом наиболее значимых внутренних и внешних факторов.

Основным составляющим категории «макроэкономическая стабильность» является термин «стабильность» (от лат. stabilis). Стабильность - это достижение такого состояния экономической системы, который может поддерживаться длительное время с помощью присущих ей регулирующих средств. Таким образом, экономическую стабилизацию следует рассматривать не как состояние, а как стратегический процесс, заключается в приближении к экономической стабильности.

Стабилизация, являясь комплексным понятием, учитывает состояние всех без исключения составляющих экономической системы.

В экономической политике государства должны быть определены достаточное количество конкретных экономических показателей характеризующих как критериев макроэкономической стабильности, отсутствие которых чревато нарастанием макроэкономических диспропорций.

Стабильность - общепринятый критерий устойчивого развития. Однако, если «устойчивость - состояние социально-экономической системы, когда нет причин для нарушения достигнутого равновесия, то стабильность - это способность системы, выведенной из устойчивого состояния, вернуться к нему самостоятельно». А главным условием устойчивого развития является достижение равновесия, то есть «такой симметричности процессов, балансирующих деструкцию и восстановление, распад и объединение, разделение и интеграцию».

Таким образом, современные исследователи макроэкономической стабильности в большинстве случаев отождествляют её с равновесием.

Экономическая стабильность имеет глубокие исторические корни. Теория макроэкономической стабильности основана в начале XVII века. Так, меркантилисты считали, что залогом экономической стабильности является внешняя торговля- физиократы, к источникам стабильности относили природные богатства.

А. Смит учил, что стабильность образуется во всех сферах экономики без исключения. По его мнению, причины, нарушающие экономическую стабильность, могут быть как объективными, так и субъективными, а именно: война, лень нации, правительство.

Жан-Батист Сей, исследуя экономическую стабильность на уровне государства, определил ее как «состояние экономики, обеспечивающее сбалансированное потребление и соблюдение принципов экономического либерализма». Следовательно, по его мнению, стабильность - это механизм, обеспечивающий равновесное состояние системы.

К. Маркс построил теоретическую модель стабильного и устойчивого общества путем исследова


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Экономическое обеспечение