Государство

Государство

Для удобства изучения материала статью государство разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Государство
2. Правое государство
3. Государство и право
4. Теория государства
5. Теория государства и права
6. Политика государства
7. Социальное государство
8. Функции государства
9. Формы государства
10. Роль государства
11. Понятие государства
12. Признаки государства
13. Государство является
14. Государство и общество
15. Развитие государства
16. Московское государство
17. Происхождение государства
18. Управление государством

Государство

Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель и Цицерон объясняли происхождение и существо Государства общительной природой человека. Государство, говорит Аристотель, есть естественная форма общежития- человек по природе своей - существо политическое. В Государстве Аристотель видел конечную форму общежития. Цицерон расширил пределы человеческого общения и указал несколько ступеней его, начиная с семьи и кончая человеческим родом. Средневековые мыслители по соображениям практическим стремились выяснить не происхождение Государства, а одного из его элементов, именно власти, которой они приписывали божественное происхождение.

С другой стороны, сложившаяся в средние века феодальная система, построенная на начале вотчинном, дала основы для теории вотчинного государства (Patrimonialstaat), рассматривавшей государственную власть как проявление права собственности на землю. Новое время открывается образованием в Г. сильной центральной власти и развитием национальных государств, свергших с себя и протекторат папского престола, и главенство императора. Явилась необходимость в более прочном обосновании государственной власти и отношений Государства к гражданам. Исходной точкой новых теорий служит воззрение на индивидуальную природу человека, прямо противоположное взглядам Аристотеля. По этому воззрению, человек по природе своей не есть существо общительное. Первоначально человек жил в состоянии естественном (etat de la nature, Naturzustand), которое противополагается состоянию государственному. Государство является требованием не природы человека, а его разума, познающего невыгоды состояния естественного, в котором человек подлежал лишь действию естественного права. Государство есть, поэтому произведение искусственное, созданное человеческой волей ради определенных целей. Но так как в естественном состоянии ни один человек не имеет власти над другим, то создание Государства могло быть только результатом договора. Договорная теория происхождения Государства заметна уже у Гуго Гроция, хотя он, признавая общительную природу человека (appetitus societatis), видит в ней основание первых начал естественного права.

Истинным основателем договорной теории является Гоббс в его глазах - выход из естественного состояния вечной борьбы всех против всех.

Оно устанавливается путем договора, в силу которого все отказываются от своего права на все, предоставляя его одному лицу, облекаемому верховною властью. В сочинениях Мильтона и Сиднея, в особенности же в произведении Локка "Два трактата о правительстве", человек естественного состояния облекается целою суммой прав, выведенных из понятия человеческой личности и группирующихся вокруг двух главных основ: свободы и собственности. В естественном состоянии человеку недостает не прав, а обеспечения их, которое он и находит вГосударстве. учреждаемому по договору, именно для этой цели. За английскими мыслителями последовали немецкие философы и публицисты (Пуффендорф, Томазий, Вольф). Новую обработку получает теория договора у Ж. Ж. Руссо. В противоположность Гоббсу Руссо видел в государственном порядке не прекращение естественного состояния, а его продолжение. Собравшись для учреждения Государства, люди ставят себе следующую основную проблему: "найти форму соединения, которая бы защищала и обеспечивала личность и достояние каждого члена общества, так чтобы каждый, соединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался бы столь же свободным, как и прежде" (т. е. в состоянии естественном). Свобода неотчуждаема - таково основное положение Руссо. В силу первоначального договора масса неделимых образует народ, а вместе с ним и ту общую волю, которой принадлежит верховная власть (суверенитет) и которая, как воля, неотчуждаема.

Договорная теория происхождения Государства во всех ее разновидностях, выставляет Государство установлением произвольным, искусственным, созданным волей человека. В качестве реакции против нее возникло органическое учение о Государстве, основанное Краузе и развитое Аренсом. Аренс находит недостаточным констатировать факт общительной природы человека: он считает необходимым дать ей философское обоснование. Две философские противоположности, дух и материю, Аренс возводит к общему источнику - к Богу, и к общей цели - проявлению Бога на земле. Назначение человека заключается в вечном единстве с Богом, формы осуществления которого - истина (наука), прекрасное, вера, нравственность, право - и составляют ту силу, которая образует общество. Государство имеет своей задачей осуществление права- будучи проникнуто единым началом целесообразности, оно является организмом. Все эти различные взгляды на происхождение Государства не остались без влияния на развитие науки и политической жизни.

Теория общительной природы человека положила прочное основание для научных исследований всех форм общежития, установив необходимость изучения этих форм с точки зрения естественных условий их возникновения и законов их развития. Христианское воззрение на власть, как реакция против античного государства, всецело поглощавшего личность, выяснило, что существуют сферы человеческой жизни, которые стоят вне Государства и даже выше его. Со времени Локка естественное право получило значение критерия для деятельности Государства как учреждения, призванного к обеспечению естественных прав человека. Наиболее плодотворно было основное начало, выраженное всеми главными представителями договорной теории в XVIII в. и глубоко проникшее в общественное сознание. Это начало, шедшее вразрез со всем старым режимом, состояло в том, что отношения управляющих к управляемым в Государстве должны быть построены на признании за последними известных личных и имущественных прав, неприкосновенных для самого Государства, и что эти права должны быть в равной мере обеспечены за всеми гражданами. Органическая теория Государства показала, что Государство - не искусственное создание человеческих рук, а естественное явление, данное природой- при дальнейшем своем развитии (под влиянием естествознания) она установила факт взаимодействия между физическими и психическими элементами общежития, с одной, и Государство, с другой стороны- наконец, в деятельности Государства, направленной к осуществлению его целей, она подметила начало непрерывности, которою отличается жизнь всякого организма (см. Общество, Органическая теория).

Воззрения на цели и назначение Государства находятся в известном соотношении со взглядами на происхождение Государства и при всем своем разнообразии могут быть подведены под три категории. Назначение Г. усматривают в осуществлении или нравственного закона, или всеобщего блага, или идеи права. Аристотель, считая Г. естественной формой общежития и "средою вполне счастливой жизни", а счастливую жизнь, отождествляя с жизнью добродетельною, утверждал, что Г. воспитывает человека в добродетели. Подобных же воззрений на назначение Государства придерживается и Гегель, у которого Государство является последним моментом развития идеи воли в области нравственного. Одним из главных представителей теории благополучия или общего блага был Хр. Томазий, особенно настаивавший на разделении власти Церкви и Г.- позже ее проповедовали и писатели, стоявшие на экономической почве, преимущественно Иеремия Бентам. "Церковь, - говорит Томазий, - существует для вечного благополучия, а Государство - для земного"- поэтому Государство должно направить все силы к тому, чтобы подданные были снабжены всем нужным и тем было достигнуто всеобщее благополучие.

Для осуществления такой безграничной цели Государства должно быть облечено безграничными полномочиями. И действительно, теория благополучия привела в Германии к теории просвещенного абсолютизма, явившейся, в свою очередь, освящением практики полицейского государства (Polizeistaat), достигшей такого развития в ХVII- XVIII стол. ПолицейскоеГосударство. берет на себя руководство всеми видами человеческой деятельности, вмешивается в религиозную жизнь своих подданных, в их частное хозяйство, в их промышленные и торговые предприятия, регламентирует их образ жизни и всем этим, как показывает опыт, парализует главные источники прогресса, а, следовательно, и общего блага - личную предприимчивость и общественную самодеятельность. Идея, диаметрально противоположная теории благополучия, служит исходной точкой для теории правового ма (Rechtsstaat- термину этому в новейшее время придается и другое значение, о чем см. ниже), которая ограничивает деятельность Государства лишь охранением права. В историческом развитии этой теории замечаются два периода.

Первоначально она находилась в связи с договорной теорией происхождения Г., по которой Г. образуется в видах ограждения естественных прав человека. Кант определяет Государство как "массу людей, живущих под одними юридическими законами" [Логически развивая это воззрение, Кант приходит к мысли о всемирном государстве. Наряду с другими мыслителями, теорию о всемирном Г. (Weltstaat) как конечном идеале человечества выставляет и Блунчли Ср. "Всемирная монархия". От других представителей договорной теории он отличается тем, что не признает первобытного договора за факт, а допускает его как научную гипотезу, необходимую для объяснения существа Г. Иную постановку теория правового Г. получила в трудах представителей индивидуализма (Вильгельм Гумбольдт, барон Иосиф Этвеш, Лабулэ), исходивших из того принципа, что личная инициатива есть единственный источник прогресса и что общественное благосостояние - не что иное, как сумма благосостояний частных. Деятельность Г. в силу этого принципа ограничивается охранением безопасности и законной свободы каждого и притом средствами преимущественно судебной защиты.

Воззрения эти явились реакцией против принципа всемогущества Г., приводившего в практике полицейского Г. к полному неуважению прав личности и к произвольному распоряжению лицами и имуществами во имя "общего блага". Сам Гумбольдт, впрочем, придавал своей теории только характер идеала, с большим трудом и большою постепенностью применимого к действительной жизни. С тех пор выяснился еще больше тот несомненный факт, что одни уже экономические условия современной жизни с ее концентрацией капитала и производства не дозволяют Г. ограничиться охранением права, а требуют от него вмешательства в интересах классов экономически слабосильных.

Всем без изъятия теориям естественного права, возникавшим со времен Гуго Гроция, свойственна одна общая черта - философский или, точнее, метафизический метод исследования, выводящий понятие всего бытия из одного высшего начала, которое в себе самом примиряло бы все разнообразие действительного мира - дух и материю, конечное и бесконечное, единое и многообразное и т. д. У Канта, например, высшим началом права и Г. является чистый разум, в который ничто не внесено опытом. Разум прямо и непосредственно из себя самого указывает, что должно быть, как должен человек действовать. Основной закон разума - единство с самим собою, отсутствие противоречий - есть, вместе с тем, и высший принцип права.

В сущности, однако, к дедукциям рационалистов всегда присоединялось немало положений, почерпнутых из опыта. В связи с методом находится и другая особенность рационалистических теорий. Так как источником права является какое-либо высшее единое начало, то из него может быть выведена только одна система права, безусловно, истинная и долженствующая вытеснить разнообразие прав, представляемое действительною жизнью. У Канта это идеальное право по своему источнику обозначается именем права разума (Vernunftrecht). Таким образом, рационалистические теории государства трактуют не о том, что есть, а о том, что должно быть. Гегель задачей философии права ставит не построение Г., как оно должно быть, а постижение того, что есть, ибо то, что есть, - есть разум. И у Гегеля, однако, философия права есть наука чисто априорная- задача ее - присматриваться к тому, как из основного понятия сами собою, в силу диалектического процесса, развиваются все остальные.

В первой трети текущего столетия философский метод безраздельно господствовал в науке. Но историческая школа, достигшая преобладания в области гражданского права, не могла остаться без влияния и на науки государственные. В новейшее время все крупные представители немецкой науки единогласно признают недостаточность чисто философского метода и необходимость пополнения его наблюдением. Чисто научным методом считается соединение обоих приемов, совместное отправление от опыта и идей. В этом воззрении, несомненно, существует внутреннее противоречие: философская дедукция приводит к долженствующему быть, а наблюдение может привести только к знанию существующего, не всегда совпадающего с долженствующим быть. Если, несмотря на то, немецкая мысль занимает в области государственных наук первенствующее место, то объясняется это тем, что сочинения немецких ученых представляют не только богатейшее собрание материалов, но и основательную их обработку с точки зрения польз и нужд государства.

Обыкновенно немецкие ученые различают три основные и самостоятельные государственные науки.

1) Наука государственного права, носящая наименование естественного права (Naturrecht), общего государственного права (allgemeines Staatsrecht), философии права (Philosophie des Recht), философской науки о праве (philosophische Rechtswissenschaft) и пр., есть наука философская- ее задача - создание идеальной системы права.
2) Политика (Politik), или учение о государственном искусстве (Staats-Kunstlehre), есть наука опытная- ее задача - разработка средств, ведущих к достижению целей Г.
3) Общее учение о государстве подвергает исследованию такие явления, которые не находят себе места ни в одной из предыдущих двух наук- сюда относятся вопросы об общей природе Г. и о его возникновении.

Наконец, со времени Краузе, особенно же под влиянием французских социалистов в немецкую науку проникла мысль, что наряду с Г. существует и общество. Моль предлагал образовать параллельно системе государственных наук еще новую, самостоятельную систему общественных наук. Невозможность такого разграничения впоследствии признана была самим Молем. Без общества Г. не существует- Государство и общество находятся в беспрерывном взаимодействии. Столь же невозможно точное размежевание науки государственного права с политикою.

Система государственного права и государственных учреждений сама есть одно из средств к достижению целей Г. и потому должна быть изучаема и с точки зрения целесообразности. И действительно, Моль, трактуя в своем философском государственном праве о разных формах государственного устройства, прилагает к ним мерку пригодности и целесообразности, после чего ему в политике остается только сделать ссылку на философское государственное право. То, что Эшер излагает под видом политики, Блунчли дает в своем "Общем государственном праве". Блунчли еще не разграничивает исследования того, что есть, от разъяснения того, что должно быть- но он является как бы предвозвестником такого разграничения.

Под старым названием общего государственного права он разумеет совершенно новую науку, задача которой - не в установлении идеальных, единых и вечных норм права, а только в раскрытии сознания современного человечества о праве и в объяснении с этой точки зрения главнейших явлений государственной жизни. Лишь в последние годы из общей массы государственных наук выделяется в Германии резко очерченная юридическая дисциплина государственного права (см.), задача которой - разработка догмы государственного права, т. е. системы начал, которые действительно применяются в жизни и определяют как организацию Г., так и условия его деятельности и отношения к личности и союзам.

К стройному взгляду на науку о Г. и ее задачи пришли франц. и англ. ученые в лице, главным образом, Огюста Конта и Милля. Исходной точкой для них служит то положение, что факты общественной и государственной жизни подчиняются таким же постоянным законам, как и факты природы физической. Отсюда следует, что Г., как известная форма общежития, может быть предметом только одной чистой науки - coциологи. Задача этой чистой науки, в противоположность задачам немецкой философии права, заключается не в установлении самых норм права, а в раскрытии законов сосуществования и последовательности социальных явлений или фактов государственной жизни. Чистая наука не говорит, что должно быть, а только - что есть и как. Между чистой наукой и практикой должна быть посредствующая ступень, облегчающая пользование научными положениями.

Это - прикладная наука, которую удобнее всего назвать политикой. Она находится в таком же отношении к социологии, в каком технология стоит к химии. Чистая наука определяет следствия, которые вызываются известными явлениями- отсюда прикладная наука получает указание на то, какие цели могут быть через посредство этих явлений достигнуты. Практика, установив цель, обращается к прикладной политической науке за указанием средств. Понятно, что помимо этого практика должна обладать еще множеством таких сведений, которых не может дать никакая наука - ни чистая, ни прикладная: необходимо знать все условия данной действительности, все ее потребности и, наконец, все те силы, которыми она может располагать для достижения данных целей.

Государственная власть, кот. во всем господствует и ни в чем не подчиняется, есть власть верховная. Объем тех прав верховенства, которые в данное время принадлежат Г., определяется культурными условиями времени и места. Г., располагающее верховною государственною властью, есть Государство простое. Но история и современность представляют нам примеры Г., входивших или входящих, как члены, в состав высшего целого- это целое получает название сложного Г.. Сложное Г. наблюдает, чтобы Г., входящие в его состав, не присваивали себе принадлежащих ему прав верховенства- оно пользуется их средствами для осуществления своих прав и может (в порядке, установленном основными законами) облечь себя новыми правами верховенства. В этих трех направлениях проявляется господство сложного Г. над государствами, входящими в его состав. Г., входящие в состав сложного Г. (напр. штаты, кантоны, государства Германии), в известных отношениях подчинены другой власти- поэтому они не суверенны, но все же они - государства и не могут быть приравнены к союзам публичного права.

От последних они отличаются тем, что:

1) не несут перед верховным сложным Г. обязанности действительно осуществлять свои права верховенства и верховное Г. не имеет права контроля над их деятельностью по этому предмету;
2) власть их в определенных границах есть власть самостоятельная, вследствие чего они могут, не вторгаясь в компетенцию сложного Г., создавать для себя новые права верховенства. Вассальное Г. тоже является частью сложного Г., но не принимает участия в отправлениях власти верховного Г.- оно есть часть сложного Г., между тем как раньше упомянутые Г. суть государства-члены (Gliedstaaten). Г., входящее в состав союза, основанного международным договором, остается суверенным- подобный союз есть институт международного права, а не государственного- международные договоры обязывают, но не подчиняют.

Наряду с классификацией Г. существует классификация форм правления. Под формой правления разумеют организацию государственной воли. Г., для своей деятельности, нуждается в лицах, которые бы воплощали в себе и осуществляли его волю- такие лица или собрания лиц являются органами Г. Без органа, служащего воплощением его воли, Г. существовать не может.

Отсюда следует, что во всяком Г. имеются такие органы, которые существуют не в силу акта государственной воли, не в силу поручения, но непосредственно в силу государственного порядка. Такие органы, могут быть названы органами непосредственными. Их устройство и компетенция излагаются в основных законах, которые на западе называются конституциями. Непосредственные органы сами физически не могут осуществлять всей деятельности Г.- поэтому они известный круг государственных дел поручают другим лицам и коллегиям, которые являются уже органами посредственными.

В историческом развитии теорий государственной власти она первоначально считалась свойством какого-либо лица, индивидуального или коллективного, и только впоследствии более глубокий анализ перенес ее на Г. Уже Аристотель указал, что государственная власть и государственная воля могут быть воплощены в одном лице (монархия), в нескольких лицах (аристократия) или в организованной массе лиц (демократия)- он же установил подразделение этих форм на правильные и неправильные (см. Власть). Г., в которых одно лицо является воплощением государственной воли и облечено всею полностью государственной власти, называются абсолютными. В новейших западноевропейских Г. вся полнота государственной воли и власти воплощается не в одном, а в нескольких органах (напр. король и парламент). Такие Г. обыкновенно называются конституционными, все равно, образуют ли они монархию (см.) или республику. Между монархиями различаются представительные и парламентские. В парламентских монархиях (Англия, Бельгия) король составляет министерство из членов той партии, которая в данную минуту получила перевес на выборах- следовательно, министерство является органом парламентского большинства.

Этого нет в монархиях представительных, напр. в Германии и Австрии. О различных видах демократии см. соотв. ст. В деятельности Г. замечается одна функция, которая свойственна только ему одному. Это - установление права. Определяя границы деятельности отдельных лиц и союзов в отношениях их между собою и к Г., Государство тем самым устанавливает и границы своей деятельности. Создавая лица, оно само является лицом и делается субъектом права (см. Государственное право). Размер услуг, которых Г. может требовать от отдельных лиц, пределы, с соблюдением которых оно может вторгаться в сферу их жизни, определяются правовым порядком, им самим установленным. Г., которое в своей деятельности соблюдает рамки, установленные правом, есть Г. правовое или, точнее, правомерное (Rechtsstaat- так как в Западной Европе главные основы этого права излагаются в конституциях, то отсюда термин Verfassungsstaat, который часто употребляется взамен термина Rechtsstaat ввиду того, что последний в учении Канта и теориях индивидуализма имел другое значение).

Существо правомерного Г. заключается в самоограничении, в законности, в силу которой всякий акт государственной власти основывается на законе. Констатируя через посредство установленных органов наличность данной нормы права, определяя пределы применения какой-либо нормы, разрешая споры о правовых отношениях, в каждом конкретном случае выясняя наличность и размеры своего права на наказание, Г. отправляет правосудие. Помимо установления права и отправления правосудия, вся остальная деятельность Г. есть управление. Формы управления не зависят от форм правления: бывает демократия совершенно централизованная (Франция) и демократия с широко развитым самоуправлением (Швейцария). Управление, как осуществление целей, поставленных себе Г. (в число которых входит и самосохранение - военная сила), свойственно не одному Г. Всякий союз, созданный для осуществления каких-либо культурных целей, имеет свою сферу управления и свои органы. Всякую задачу человеческой жизни Г. может сделать предметом управления- но есть некоторые цели, от осуществления которых современное Г. отказывается совершенно. Таковы цели религиозные, составляющие задачи.

Существо государственного управления заключается в том:

1) что оно располагает принудительною властью,
2) что оно есть не только право Г., но и его обязанность (как и все функции Г.).



Материальное содержание управления, т. е. цели, которые Г. на себя принимает, определяется условиями времени и места. Поскольку в управлении содержится момент самостоятельного решения, оно является распоряжением- поскольку управление состоит в осуществлении полученного приказа, оно есть исполнение. В распоряжении орган управления проявляет известную инициативу, т. е. свободную деятельность, направленную к целесообразному исполнению государственных дел. Закон не может предвидеть всех возможных комбинаций жизни, при которых задачи, принятые на себя Г., могут потребовать деятельности органов государственного управления. Отсюда известная сфера свободного усмотрения (administration discretionnaire, freies Ermessen), которая неустранима, но по возможности суживается. Границы свободного усмотрения определяются по возможности точно- образуются особые органы для разрешения споров об этих границах (административная юстиция). Установление права, суд и управление - таковы три функции Г.- отсюда теория разделения властей, рассматривающая управление как исполнение законов. Без твердого различия между законом, судебным решением и административным распоряжением, без установления точных отношений между органами законодательства, суда и администрации невозможно существование правомерного государства.

Правое государство

Правовое Государство (от нем. Rechstaat) — демократическое Государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

Признаки (принципы) правового государства

• Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. На первом месте в таком государстве стоит право, что и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое Государство это и конституционное Государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

• Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. Правовое Государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

• Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

• Разделение властей.

Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом — вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Его формирование — сложный процесс. Он связан с необходимостью преодоления в стране правового нигилизма, совершенствования судебной системы и пр.

Государство и право

Неотъемлемая связь государства и права. Правовые возможности государства. Право в государстве: специфические признаки. Понятие государства и его признаки: внешние и внутренние.

Неотъемлемая связь государства и права. Правовые возможности государства. Право возникает раньше государства, и существование его возможно без государства. Но Государство без права существовать не может. Невозможно себе представить Государство, древнее или современное, в котором право не существовало бы в том или ином виде. Право является атрибутом любого государства, его своеобразной «визитной карточкой». Поэтому можно, в каком-то смысле, согласиться с французским правоведом М. Виралли, которому право представляется «…как чрезвычайно сложный механизм, как нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения (выделено мной – А.П.), успокаивающее и защищающее… В определенной мере право – это лицо общества, подавляющего индивида или помогающего ему».

Для характеристики связи государства и права существенны три момента:

1. Государственная власть может создавать право, и такая творческая деятельность государственного аппарата называется в широком смысле правотворчеством (создание нормативно-правовых актов), а в узком смысле – законотворчеством (создание законов). Но возможности власти в этом направлении небезграничные. Любое Государство вынуждено считаться с теми условиями жизни конкретного общества, нарушение которых может разрушить социальную структуру. Акты, идущие вразрез с интересами и потребностями людей, рискуют остаться «мертворожденными» и не получить правового значения. И наоборот, правовые акты, «признаваемые» населением, способны порождать новые общественные отношения.
2. Но наряду с творческим моментом в правовой жизни любого государства существует момент консервативный, связанный с необходимостью признания уже сложившихся общественных отношений, органичных для данного общества, в качестве отношений правовых и придания отражающим их нормам статуса норм официального права.
Например, моральные отношения по оказанию материальной помощи нуждающимся, могут получить значение правовых отношений, если нормы государственного права закрепят за определенными категориями граждан право на получение денежных пособий.
3. Но поскольку определенные общественные отношения зачастую уже имеют правовую форму независимо от государства, то последнее может санкционировать (поддержать, признать общеобязательными) существующие правовые нормы, также придав им статус норм официального права. (Таким путем возникает, например, правовой обычай).

Право в государстве: специфические признаки. Как было отмечено выше, государственно-организованное право получает новые черты, которые лишь намечены в праве социальном. Так, в государственном праве нового уровня достигает формализованность правовых норм. Чаще всего они выражаются в письменных источниках и представляют собой рационально организованную систему. Именно в государстве применение специальными органами процессуально обеспеченных мер принуждения к правонарушителям становится эффективным средством защиты права. Право, формирующееся в государстве, является одним из наиболее мощных средств и социального контроля и социального развития. Оно обладает высшей легитимностью (социальной ценностью) в «здоровом» государстве, и конфликтующие с ним нормы социального права, как правило, теряют свое правовое значение.

Понятие государства и его признаки. Государство есть развитая форма политически организованного общества. Это означает, что Государство имеет как общесоциальные признаки, присущие всем первичным обществам, так и признаки специфические. Обще социальными признаками государства являются наличие общности людей, связанных между собой духовными, экономическими, политическими, этническими, правовыми и иными отношениями и публичной власти, которая, будучи верховной, легитимной и правовой, регулирует общественные отношения, в том числе используя принуждение.

Указанные признаки публичной власти означают следующее:

1). Социальную власть вообще можно характеризовать, как способность чьей-либо воли оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта. В обществе власть проявляется на разных уровнях и в различных сферах: в семье, общественной организации, учреждении, политической партии, религиозном объединении и т.д. Но эти проявления власти не распространяются на все общество. Они носят фрагментарный и зависимый характер, охватывая лишь часть целого, и выступают только от имени этой части во всех отношениях между отдельными сегментами общества. Публичная власть упорядочивает отношения внутри общества как целого и поэтому выступает от имени общества во всех внутренних и внешних отношениях. В этом смысле она является властью верховной и самостоятельной. Верховенство власти внутри общества и ее независимость от всякой внешней власти составляют понятие суверенитета. В государстве суверенитет политической публичной власти называется государственным суверенитетом. Таким образом, публичная власть в государстве, как правило, есть власть суверенная.
2). Любая социальная власть основана на управлении поведением других субъектов и предполагает подчинение. Таким образом, реализация власти отнюдь не представляет собой «улицу, с односторонним движением». Это сложное отношение между носителем власти и исполнителями властных решений, следствием, которого и является сознательное выполнение предписанного поведения. Подобное признание власти со стороны населения, согласие подчиняться ей, следовать ее распоряжениям называется легитимностью власти. Легитимность категория не столько рациональная, сколько иррациональная. Именно поэтому подчас бывает трудно объяснить, почему человек подчиняется властным велениям. Но потеря публичной властью легитимности неизбежно ведет к ее падению и замене другой властью. Таким образом, легитимность является необходимым признаком всякой публичной власти и условием ее дееспособности.
3). Публичная власть неразрывно связана с правом. В любом обществе существуют общеобязательные правила поведения, поддерживаемые и охраняемые публичной властью. Наличие таких правовых правил, реализуемых в поведении субъектов через использование ими своих прав и исполнение обязанностей, является необходимым условием существования самого общества. Необходимо иметь в виду, что в государстве право получает дополнительные признаки, к которым относятся системность, формализованность и возможность применения государственного физического принуждения к правонарушителям. (См. выше). Так, только в государстве право получает письменную форму закона. Только в государстве появляются такие атрибуты правосудия как профессиональные суды и тюрьмы.

Помимо своих обще социальных признаков, Государство имеет и признаки специфические, отличающие его от других социальных образований.

Таких основных признаков можно выделить три:

1) Природа власти такова, что она не может реализовываться всеми одновременно, так как требует соподчинения объектов управления управляющему субъекту. Поэтому верховный характер публичной власти предполагает определенную ее централизацию, сосредоточение в специальных органах, составляющих аппарат государства. Хотя определенный аппарат управления существовал и в до государственных обществах, только в государстве он состоит из профессионалов, людей занятых управленческим трудом как своей основной деятельностью, которая приносит им средства к существованию. Таких людей в политической теории именуют управляющими, менеджерами, чиновниками, бюрократами и т.д.
Единый аппарат государства состоит из собственно управленческого аппарата, призванного осуществлять регулятивные функции государства, и охранительного аппарата (аппарата принуждения), нацеленного на охрану установленного порядка.
2) Наличие в государстве специфического аппарата, состоящего из людей, занимающихся управленческой деятельностью, предполагает расходы на его содержание, включая расходы на оплату труда чиновников, содержание армии и т.д. Решение государством обще социальных задач требует привлечения обще социальных материальных ресурсов, что обеспечивается, в частности, сбором денежных средств с населения, называемых налогами.
3) Верховенство публичной власти в государстве распространяется на определенную территорию. Поэтому публично-правовая власть всегда территориально организована. Без территории Государство невозможно.

Под территорией государства понимается земная и водная поверхность, заключенные в определенные границы. В рамках последних к территории государства относятся также земные недра и воздушное пространство. (Подробнее см.: «действие нормативно-правового акта в пространстве»). Территориальная принадлежность населения в государстве влечет за собой административно-территориальное деление. При этом вся территория государства в целях эффективного управления разбивается на ряд административно-территориальных единиц: края, области, районы, провинции, округа, графства и т.д.

Кроме основных признаков, понятие государства имеет и признаки атрибутивные, каковыми являются гимн, флаг, герб, государственные символы и т.д. Их наличие указывает на то, что конкретное Государство является не только политико-социальным фактом, но и фактом общественного самосознания.

Перечисленные признаки являются в определенной мере внешними (формальными). В этом смысле любое Государство представляет собой аппаратно-организованную публичную власть, управляющую делами общества в границах определенной территории. Но, анализируя понятие государства, следует обратиться и к внутренним (глубинным) признакам, отражающим его идею. Эти признаки не находятся на виду, но могут быть выявлены через определенный философский дискурс. Государство при этом предстает не как нечто чуждое и насильственно навязываемое обществу, и не как средство, инструмент в руках гражданского общества, а как единый с обществом социокультурный и духовный феномен.

В этом своем качестве Государство есть ничто иное, как политический союз, включающий в себя всех членов общества, ради которых и через которых он и существует. Но такой союз устанавливается не через формальный договор (как ошибочно полагали сторонники теории общественного договора), а через духовное единение, основанное на общности исторической судьбы, прошлого и будущего народа. Поэтому подобный политический союз существует не только в демократиях, но и в монархиях. С этих позиций Государство есть исторически необходимая форма материального и духовного существования определенного народа (нации) как территориального политико-правового союза.

Теория государства

Исторический аспект теории государства и права в отечественной юридической литературе рассматривается неоднозначно. Так, по мнению одних авторов, история возникновения теории юридической науки начинается с древних времен (проф. Магомед Имранович Абдулаев, Альберт Семенович Пиголкин, Валентин Николаевич Хропанюк и др.). Именно в этот период, полагает Магомед Имранович Абдулаев, «людей интересовал вопрос, что такое право и что такое Государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке, так или иначе, касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом».

По утверждению других, «необходимость в освоении и изучении права как общественного явления, придание ему общепринятых форм, реально назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого» (проф. Виталий Васильевич Оксамытный) . Третьи полагают, что «теория государства и права как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке». При этом утверждается, что «ранее такой специальной науки не было» (проф. Лазарев Валерий Васильевич). Думается, что все эти мнения имеют право на существование, поскольку, с одной стороны, ученые, юристы, философы, мыслители уже достаточно давно ищут ответы на многие вопросы государственного и правового устройства общества, а с другой, – если вести речь исключительно только о системе теоретико-юридических знаний о государстве и праве, то она действительно возникла в истории относительно недавно.

История возникновения и развития отечественной теории государства и права имеет три периода формирования. Условно их можно обозначить как досоветский (первый), советский (второй) и постсоветский (третий).

В первом периоде (до 1917–1920 гг.), как отмечается в юридической литературе, формирование теоретического знания в XIX в. шло в двух основных направлениях.

«Во-первых, общие вопросы понимания государства и права, излучавшиеся сквозь призму философских, политических, этических, иных неюридических учений, со временем стали предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права.



Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических дисциплин, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики.

В гражданском, уголовном, государственном праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособилось в рамках теории государства и права» (проф. Валерий Васильевич Лазарев).

Одним из первых изданий по предмету в указанный период является работа Михаила Николаевича Капустина – Теория права. Т. 1. – Общая догматика. – М., 1868. – 352 с. По мнению проф. Михаила Михайловича Рассолова, в этой работе «вопросы права раскрывались с позиции юридического позитивизма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путем его систематизации и обобщения».

Перечисленные издания свидетельствуют о том, что если одни авторы (М.Н. Капустин, Н.К. Ренненкампф, Ф.В. Тарановский, Е.Н. Трубецкой и В.М. Хвостов) посвятили свои работы исключительно вопросам теории права , то другие (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и Г.Ф. Шершеневич) рассматривали не только вопросы теории права, но и вопросы теории государства. Однако, как отмечается в литературе, «в тот период собственно теоретическое знание еще не вполне выделилось из отраслевых юридических дисциплин…», да и «ученых-специалистов только по общим проблемам юриспруденции, только «теоретиков» – тогда, в конце XIX – начале XX вв., практически не было. Так, В.М. Хвостов – историк государства и права, Н.М. Коркунов известен своими работами и научными исследованиями в области государственного права, Н.К. Ренненкампф и Г.Ф. Шершеневич – по первоначальной подготовке цивилисты, как специалист по гражданскому праву начинал свою научную деятельность и Л.И. Петражицкий».

В начале второго периода, особенно в послереволюционное время, «не было полных курсов по теории государства и права в России». «Работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, Ф. Ксенофонтова, Р. Бабуна и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию отдельных сторон государства и права, но цельного представления о них не содержали». В последующие годы вплоть до 1990-х гг. теория государства и права определялась как «основанная на марксизме-ленинизме система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в классовом обществе». По мнению доцента Б.Г. Баланика, высказанному еще в 1986 г., «марксистско-ленинская теория государства и права является наукой о закономерностях возникновения и развития государства и права, их классовой сущности, исторических типах, формах и роли в жизни общества, о социалистическом государстве и праве как важнейших орудиях коммунистического преобразования общества».

В этот период времени «методологической основой всех гуманитарных наук признавался только исторический материализм как общая научная теория общества. Поэтому, как отмечает проф. Валерий Васильевич Лазарев, – юридическая наука применяла общие принципы социального познания, выработанные на основе исторического материализма». К таким общим принципам, на взгляд автора, относились: «сведение общественных идей к общественно-экономическим отношениям- исследование закономерностей развития общественно-экономических формаций и порождаемых ими отношений- анализ классовых противоречий, их роли в развитии общества- конкретно-исторический подход- партийность.

Утверждалось, – продолжает далее проф. В.В. Лазарев, – что, в конечном счете, и политико-правовые учреждения, и политико-правовые доктрины определяются материальными условиями жизни общества, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений».. В 1983 г. был опубликован учебник по теории государства и права под редакцией А.М. Васильева. Весьма известным изданием в советский период был учебник по теории государства и права под редакцией С.С. Алексеева, выпущенного в 1985 г. В состав его авторского коллектива входили ученые, разработавшие и ныне опубликованные по предмету учебники: В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, А.С. Шабуров, А.Ф. Черданцев и др.

Третий период развития теории государства и права характеризуется современным состоянием отечественной юридической науки и практики, а также отражает различные, порой противоположные взгляды и подходы тех или иных авторов на решение вопросов теории государства и права, о чем говорится не только в данной части работы, но и в других ее разделах. Такие различия по вопросам предмета обусловлены тем, что, с одной стороны, в Конституции РФ предусмотрены идеологический плюрализм и политическое многообразие (ч. 1–3 ст. 13), с другой – есть потребность в осмыслении нового право понимания и новых принципов построения Российской Федерации .Следует отметить, что в настоящее время вопросы истории предмета теории государства и права недостаточно изучены, поэтому дальнейшее всестороннее их исследование должно составить специальное научное направление.

Теория государства и права

«Теория государства и права это одна из общественных наук, основным объектом изучения которой является государственная и правовая организация общества на различных этапах его развития и закономерности возникновения государства и права».

В широком смысле термин «теория государства и права» обозначает форму научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и связях государства и права. Это научное, систематическое, глубокое знание. В этом значении термин «теория государства и права» употребляется очень редко, обычно используются такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция».

В узком смысле «теория государства и права» это совокупность законов, идей, понятий в области права и государства. В этом смысле под «теорией» понимают одну из юридических наук. Как наука, теория государства и права объединяет в себе знания о наиболее общих закономерностях происхождения, развития и функционирования государства и права и их взаимосвязи с другими социальными сферами. Именно в этом значении обычно употребляется термин «теория государства и права». Нередко эту науку обозначают следующим образом: «общая теория права и государства», «теория права и государства», «общая теория государства и права».

В отличие от многих гуманитарных наук, изучающих государственно-правовые явления, теория государства и права, в первую очередь, исследует юридическую сторону социальных явлений. Иногда предметом теории государства и права являются категории неправового характера, благодаря которым можно лучше понять юридические процессы. Пример таких категорий: политическая система, гражданское общество, мораль, культура, общественное сознание и другие.

В системе юридических наук, образующих правоведение, теория государства и права занимает особое место. Изучение отличительных особенностей теории государства и права дает возможность глубже понять предмет ее исследований.

Если другие юридические науки, изучающие Государство и право, исследуют лишь их отдельные стороны юридического характера, то теория государства и права изучает государственно-правовые явления и процессы в целом. Например, предметом исследования конституционного права являются конституционно-правовые основы государственного устройства- уголовного права - основы регулирования общественных отношений- финансового права - возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, общественные отношения.

Предметом отраслевого исследования могут быть: исполнительно-распорядительная деятельность, таможенное дело, гражданский процесс, природопользование и т.д. Таким образом, большинство других юридических наук изучают Государство и право узкоспециализировано, с определенных позиций.

Напротив, теории государства и права свойственно разностороннее исследование государственно-правовой действительности. Ее предметом являются, взятые в единстве и взаимодействии, все основные юридические признаки и характеристики государства и права.

Вторая отличительная особенность исследуемой нами науки состоит в том, что, являясь основополагающей теоретической и методологической базой для других юридических наук, теория государства и права взаимодействует с ними как общее и специальное знание. Теория государства и права формирует систему общих правовых знаний, которые в дальнейшем используются другими юридическими и неюридическими науками. Она раскрывает общие характеристики права, государства, правовой отрасли, правоотношения, юридической ответственности и многое другое. А отраслевые науки, учитывая свою отраслевую специфику, развивают, конкретизируют общеправовые категории. Например, основываясь на общетеоретическую базу, наука уголовного права раскрывает понятия уголовно-правового отношения, источника уголовного права, уголовной ответственности и т.д.

Таким образом, «теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения».

Изучение теорией государства и права глобальных, общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государственных и правовых явлений, является еще одной ее отличительной особенностью. К вышеперечисленным глобальным категориям, прежде всего, относятся: понятие и сущность, виды и формы, функции, структура, механизм, перспективы государства и права.

Имея в основном прикладной характер, отраслевые юридические науки за основу для исследований в своей области берут выводы теории государства и права. Теория государства и права, со своей стороны, группирует и обобщает научный материал, собранный другими юридическими науками, создает цельную картину правовой жизни общества. Таким образом, «в системе юридических наук происходит взаимное дополнение и обогащение общетеоретического и отраслевого научного знания».

Многие науки правоведения, даже большинство из них, изучают государственные и правовые процессы определенного государства. Например, есть такие науки, как конституционное право России, США, Германии и др. То же самое можно сказать и об уголовном, семейном и финансовом праве и т.д. Теория государства и права в отличие от этих наук за основу берет общетеоретические правовые категории, а не закономерности какого-либо государства и права. Она анализирует государственно-правовые явления общемирового масштаба.

Одни юридические науки исследуют вопросы и проблемы государства и права на современном этапе, другие изучают исторические вопросы. Теория государства и права исследует государственно-правовые явления в историческом и современном аспектах. Прошлое и настоящее государственно-правовых систем, их закономерности, взаимосвязи, проблемы и перспективы являются предметом исследования. Другими словами, теория государства и права изучает прошлое, настоящее и будущее государства и права.

Политика государства

Содержание финансовой политики государства. Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Российской Федерации эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ.

Содержание финансовой политики включает:

а) выработку научной концепции развития финансов;
б) определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.

Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:

1. учет действия объективных экономических законов;
2. необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
3. определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами- определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
4. обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);
5. концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
6. сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
7. либерализация внешнеэкономической деятельности;
8. выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса рубля, изменение налоговых ставок.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике.

К ним относятся:

• научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития на основе достижений финансовой науки;
• учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
• изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта в сфере финансов;
• соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики: финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;
• повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики (отказ от учета факторов роста эффективности использования финансовых ресурсов при проведении финансовой политики ведет к распылению средств, сокращению источников финансирования потребностей государства);
• учет различных факторов при много вариантности расчетов, прогнозирования результатов, при выработке концепции финансовой политики;
• предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создание благоприятных условий для деятельности предприятий;
• использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Проведение финансовой политики и общее руководство организацией финансов в Российской Федерации осуществляет Минфин России. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. В процессе реализации указанных задач Минфин России выполняет ряд функций.

В частности:

1. разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса- федерального бюджета на очередном финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении- разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления- финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
2. разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджето


Внимание, только СЕГОДНЯ!