Развитые страны

Развитые страны

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Развитые страны
2. Развивающие страны
3. Промышленно развитые страны
4. Население развитых стран
5. Уровни развитых стран
6. Социально развитые страны
7. Проблемы развитых стран
8. Рынки развитых стран
9. Мало развитые страны
10. Политика развитых стран
11. Структура развитых стран
12. Новые развитые страны
13. Опыт развитых стран
14. Особенности развитых стран
15. Группа развитых стран

Развитые страны

Развитые страны характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 Большая «7»: США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Италия, Франция.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства:

Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

1.ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.

2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.

3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового уровня. Однако для экономик развитых стран характерно также широкое распространение среднего и мелкого бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности. В этом бизнесе занято до 2/3 экономически активного населения. Во многих странах малый бизнес обеспечивает до 80% новых рабочих мест и воздействует на отраслевую структуру экономики.

Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.

4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования – административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Общей тенденцией с начала 60-х годов является снижение роли госсобственности в среднем с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно – в Западной Европе, в меньшей степени – в США и Японии.

5.Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Развивающие страны

Развивающиеся страны представляют сегодня самую многочисленную группу стран (более 130), которые иногда столь существенно развиваются по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.

Однако, признавая чрезвычайное разнообразие третьего мира, необходимо оценивать то общее, что объединяет его участников не только формально, но и в действительности, обнаруживая общую позицию по мировым проблемам. Общность подходов к мировым проблемам обнаруживается в общей политике, для более эффективной реализации которой развивающиеся страны создают различные межгосударственные организации (например, Организация Африканского Единства).

Не претендуя на однозначность оценки, на наш взгляд можно определить следующие общие характеристики стран третьего мира:

1) Масштабы распространения бедности.

Большинство развивающихся стран характеризуется очень низким уровнем жизни населения. При этом следует учесть, что основная масса населения этих стран имеет низкий уровень жизни не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с немногочисленными богатыми группами населения в своих странах. Иначе говоря, в бедных странах есть богатые, но нет среднего класса. В результате наблюдается система распределения доходов, когда доходы 20% высших слоев общества в 5-10 раз превышают доходы 40% низших слоев.

2) Низкий уровень производительности труда.

Согласно концепции производственной функции, существует системная зависимость между объемом производства и комбинацией создающих его факторов (труда, капитала) при существующем уровне технологии. Но эта концепция технической зависимости должна дополняться более широким подходом. Например, нужно учитывать такие факторы, как менеджмент, мотивацию труда работников, эффективность институциональных структур. В странах третьего мира производительность труда крайне низкая по сравнению с промышленно развитыми странами. Причина этого может быть, в частности, в отсутствии или жестком дефиците дополнительных факторов производства (физического капитала, опыта менеджмента). Для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестиций в вещественные факторы производства и в человеческий капитал. А это требует улучшения системы общего и специального образования, преобразований форм собственности, реформа землевладения, налоговая реформа, создание и совершенствование банковской системы, формирование не коррумпированного и эффективного административного аппарата. Необходимо учитывать также отношение работников и менеджмента к повышению своей квалификации, способность населения адаптироваться к изменениям в производстве и обществе, отношению к дисциплине, инициативность, отношение к власти. Влияние низких доходов на производительность труда в странах третьего мира проявляется в плохом состоянии здоровья основной массы населения.

Известно, что плохое питание в детстве крайне негативно влияет на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Нерациональная и неполноценная диета, отсутствие элементарных условий личной гигиены могут в будущем подорвать здоровье работников, отрицательно повлиять на трудовую мотивацию. Низкий уровень производительности в этой ситуации вызван во многом апатией, физической и эмоциональной неспособностью противостоять конкуренции на рынке труда.

3) Высокие темпы роста населения. Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами – это коэффициент рождаемости. Ни одна развитая страна не достигает уровня рождаемости 20 родившихся на 1000 чел. населения. В развивающихся странах уровень рождаемости варьирует от 20 человек (Аргентина, Китай, Таиланд, Чили) до 50 человек (Нигер, Замбия, Руанда, Танзания, Уганда). Конечно, коэффициент смертности в развивающихся странах выше, чем в промышленно развитых, улучшение здравоохранения в странах третьего мира делает это развитие не столь значительным. Поэтому темпы роста населения в развивающихся странах сегодня составляют в среднем 2% (2,3% без Китая), а в промышленно развитых странах – 0.5% в год. Поэтому в странах третьего мира примерно 40% населения – это дети в возрасте до 15 лет (менее 21% в развитых странах). В большинстве стран третьего мира нагрузка на экономически активную часть населения (от 15 до 64 лет) по содержанию нетрудоспособной части общества почти в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах.

4) Высокий и растущий уровень безработицы.

Сам по себе рост населения не является негативным фактором экономического развития. Но в условиях экономического застоя не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает огромную безработицу. Если к видимой безработице добавить скрытую безработицу, то почти 35% рабочей силы в развивающихся странах не находит применения.

5) Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.

Примерно 65% населения развивающихся стран живет в сельской местности, а в промышленно развитых – 27%. В сельскохозяйственном производстве занято более 60% рабочей силы в странах третьего мира и всего 7% в промышленно развитых странах, при этом вклад аграрного сектора в создание ВНП около 20% и 3% соответственно. Сосредоточение рабочей силы в аграрном секторе и первичном секторе промышленности обусловлено тем, что низкие доходы вынуждают людей заботиться в первую очередь о пропитании, одежде, жилье. Производительность сельскохозяйственного производства низка из-за избытка рабочей силы по отношению к площади природной для обработки земли, а также из-за примитивной технологии, плохой организации, нехватки материальных ресурсов и низкого качества рабочей силы.

Положение осложняется системой землепользования, при которой крестьяне чаще всего являются не собственниками, а арендаторами маленьких участков. Такой характер аграрных отношений не создает экономических стимулов к росту производительности. Но даже в странах, где земля избыточна, примитивные орудия труда не дают возможности обрабатывать участок площадью более 5-8 га.

Кроме доминирования аграрного сектора в экономике, в странах третьего мира наблюдается экспорт первичной продукции (сельского хозяйства и лесоводства, топлива и других видов минерального сырья). В странах Африки к югу от Сахары первичная продукция обеспечивает более 92% валютной выручки.

6) Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.

Необходимо подчеркнуть резкое неравенство экономической и политической мощи стран третьего мира и промышленно развитых стран. Оно проявляется в доминировании богатых стран в международной торговле, в возможности последних диктовать условия передачи технологий, инвестиций и иностранной помощи.

Существенный, хотя и менее явный фактор сохранения слаборазвитости – перенос в развивающиеся страны системы западных ценностей, поведения и институтов. Например, насаждение в прошлом в колониях неподходящих для них систем и программ образования, организация профсоюзов и административных систем по западным образцам. Сегодня еще большее влияние оказывают высокие экономические и социальные стандарты развитых стран (демонстрационный эффект). Образ жизни западной элиты, стремление к богатству могут способствовать коррупции, расхищению национального богатства в развивающихся странах привилегированным меньшинством. Наконец, утечка мозгов из стран третьего мира в развитые страны также негативно влияет на экономическое развитие эмиграции квалифицированного персонала. Совокупное воздействие всех негативных факторов определяет уязвимость развивающихся стран от внешних факторов, которые могут оказать главное влияние на их экономическое и социальное положение.

Разнообразие развивающихся стран вызывает необходимость определенной классификации, которая могла бы отражать их дифференциацию.

Разработанная ООН классификация развивающихся стран позволяет выделить 3 группы стран: наименее развитые (44 страны), развивающиеся страны – не экспортеры нефти (88 стран) и страны – члены ОПЕК (13 стран – экспортеров нефти).

Другая классификация предложена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭРС), которая включает некоторые страны и территории, не охваченные статистикой ООН. Эта классификация включает страны с низким уровнем дохода (61 страна), со средним уровнем дохода (73 страны), новые индустриальные страны (11 стран), страны – нефте экспортеры члены ОПЕК (13 стран).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) разработал свою систему классификации. Данная классификация включает 125 стран (развивающихся и развитых), население каждой из которых более 1 млн. человек. Затем эти страны делятся по критерию уровня дохода на душу населения на четыре группы: низкий уровень дохода, средний доход, доход выше среднего, высокий доход. Первые три группы охватывают 101 страну, относящиеся в большинстве к развивающимся странам. Остальные 24 страны с высоким уровнем дохода разделены на 2 группы: 19 стран являются типичными промышленно развитыми странами, а 5 стран (Гонконг, Кувейт, Израиль, Сингапур, и Объединенные Арабские Эмираты) отнесены ООН к развивающимся странам.

Для оцени степени дифференциации развивающихся стран могут быть применены 7 показателей:

1) Размеры стран (территория, численность населения и доход на душу населения).

Из 145 стран – членов ООН 90 стран имеют численность населения менее 15 млн. человек. Большие страны соседствуют с малыми. Обширная территория обычно дает преимущества: обладание природными ресурсами и емкими потенциальными рынками, меньшая зависимость от импорта сырья.

2) Особенности исторического развития и колониального периода.

Большинство развивающихся стран было в прошлом колониями западноевропейских стран, США, Японии. Экономические структуры, социальные институты колоний создавались по образцу и подобию метрополий.

3) Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами. Часть развивающихся стран очень богаты минеральными ресурсами (страны Персидского залива, Бразилия, Замбия), другие - очень бедные (Бангладеш, Гаити, Чад и др.).

4) Роль частного и государственного сектора.

В целом частный сектор в экономике более развит в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии чем в Южной Азии и Африке.

5) Характер производственных структур.

Существует определенная дифференциация отраслевой структуры экономики развивающихся стран, хотя большинство из них являются аграрно-сырьевыми. Натуральное и товарное сельскохозяйственное производство обеспечивает занятость большей части населения. Но в 70 – е 90 – е годы Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Малайзия резко ускорили развитие обрабатывающей промышленности и фактически превратились в промышленные страны.

6) Степень зависимости от внешних экономических и политических сил.

На степень зависимости от внешних факторов влияют обеспеченность страны материальными ресурсам, структура экономики и внешнеэкономических связей.



7) Институциональная и политическая структура общества.

Политическая структура, интересы социальных групп и союзы правящих элит (крупных землевладельцев, компрадорской части крупного бизнеса, банкиров, военных) обычно предопределяют стратегию развития, и могут быть тормозом прогрессивных изменений экономики и общества, консервируя экономическую отсталость, если происходящие изменения серьезно ущемляют их интересы.

При этом следует отметить, что как бы ни складывалось соотношение сил между военными, промышленными и крупными землевладельцами в Латинской Америке, между политиками, высшими чиновниками и лидерами племенных кланов в Африке, между нефтяными шейхами и финансовыми магнатами на Ближнем Востоке, большинство развивающихся стран открыто или завуалировано управляется малочисленными, но богатыми и мощными элитами. Демократические атрибуты (выборы в местные органы власти и в парламент, свобода слова) часто являются лишь ширмой, которая прикрывает реальную власть в стране.

Промышленно развитые страны

К промышленно развитым странам относятся 24 страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это – Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия. Норвегия, Португалия, Сан-Марино, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария. Япония. С 1996г. к промышленно развитым странам стали относить Сингапур.

Основные признаки промышленно развитых стран:

1) Высокий уровень ВВП на душу населения. В большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится на уровне от 15 до 30 тыс. долл. На душу населения в год. У промышленно развитых стран ВВП на душу населения в год примерно в 5 раз превышает среднемировой уровень.
2) Многоотраслевая структура экономики. При этом сфера услуг в настоящее время обеспечивает производство более 60% ВВП промышленно развитых стран.
3) Социальная структура общества. Для промышленно развитых стран характерен меньший разрыв в уровне доходов между беднейшими и богатейшими 20% населения и наличие мощного среднего класса, имеющего высокие жизненные стандарты.

Промышленно развитые страны играют ведущую роль в мировой экономике. Их доля в мировом валовом продукте составляет более 54%, а доля в мировом экспорте – более 70%. Среди промышленно развитых стран наиболее важную роль играют так называемые страны семерки, или C -7. Это США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония. Они обеспечивают 47% мирового валового продукта и 51% мирового экспорта. Среди стран семерки доминируют США.

В 90-е годы экономика США устойчиво занимает 1 место по уровню конкурентоспособности, но Экономическое лидерство США в мире имело тенденцию к ослаблению. Так, удельный вес США в ВВП несоциалистического мира снизился с 31% в 1950г. до 20% в настоящее время. Особенно существенно снизилась доля США в экспорте несоциалистического мира – с 18% в 1960 г. до 12% в 1997г. Доля США в мировых прямых иностранных инвестиций сократилась с 62% в 1960 г. до 20% в настоящее время. Главная причина относительного ослабления позиций США в мировой экономике заключается в высоких темпах экономического роста Японии и Западной Европы, которые достаточно быстро, используя американскую помощь по плану Маршала, восстановили разрушенную войной экономику и осуществили глубокие структурные изменения хозяйства, создав новые отрасли. На определенном этапе японские и западноевропейские отрасли экономики достигли международной конкурентоспособности и стали успешно конкурировать на мировом рынке с американскими компаниями (например, немецкие и японские автомобильные корпорации).

Однако, несмотря на относительное ослабление экономических позиций США, роль США в мировой экономике после Второй мировой войны всегда была ведущей. Во-первых, по сравнению с любой страной мира США имеют самый большой ВВП – более 7трлн. долл. в год и, соответственно, самый емкий в мире внутренний рынок. Но главным фактором экономического лидерства США является лидерство в сфере научно-технического прогресса, внедрения его результатов в производство. На долю США сегодня приходится 40% мировых затрат на НИОКР (научно-исследовательский и опытно-конструкторские работы). Удельный вес США в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 20%. Наиболее заметно США лидируют в сфере информационных технологий. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных всех промышленно развитых стран. Кроме того, США лидируют в мировом производстве продовольствия, обеспечения, в частности, более 50% мирового экспорта зерна.

После развала СССР и мировой социалистической системы США стали единственной мировой сверхдержавой, которая является экономическим, политическим и военным лидером современного мира. Сохранение и упрочение лидирующей роли США в мире официально закреплено в Концепции национальной безопасности США.

Вторым центром экономической силы является Западная Европа.

В Западной Европе преобладают две модели рыночной экономики: демократический корпоративизм и социально-рыночная модель.

Обе модели имеют много общего, поэтому между ними нет жесткой границы:

1. Демократический корпоративизм.

Характерен для таких стран как Швеция, Австрия. Для этой модели характерна высокая доля государственного предпринимательства в производстве товаров и услуг, в инвестициях. Содействие экономическому росту и общему благосостоянию осуществляется путем координации общественных и частных интересов. Для рынка труда характерны сильные профсоюзы и отраслевые трудовые оглашения. Предпочтение отдается адаптации рабочей силы на рынке труда путем профессиональной переподготовки. Государство проводит активную политику занятости и обеспечивает высокий уровень пособий по безработице.

2. Социально рыночная модель.

Данная модель в большей мере характерна для ФРГ. Доля государственного предпринимательства в производстве товаров и услуг, в инвестициях незначительна. Эта модель предусматривает поддержку как отдельных групп населения (молодежь, малообеспеченные), так и предпринимателей, которые не могут противостоять крупным корпорациям (малый бизнес, фермеры). Социально-рыночная модель опирается на негласный консенсус общественных и политических сил.

Экономическое развитие Западной Европы после Второй мировой войны неотделимо от процесса интеграции, охватившем всю Западную Европу.

Экономическое развитие Западной Европы в послевоенный период, происходившее в условиях углубления и расширения интеграции, было динамичным и успешным. Западная Европа быстро восстановила разрушенную войной экономику создала современные конкурентоспособные отрасли хозяйства, повысив свой удельный вес в мировом производстве и экспорте по сравнению с США.

Мировое лидерство Западной Европы можно характеризовать следующими компонентами:

1) Западная Европа сегодня – главный центр международнойторговли, обеспечивающий более 50% мирового экспорта, опережающий США и Японию. На долю Западной Европы приходится сегодня более 40% мировых золотовалютных резервов.

2) ЗападнаяЕвропалидируетвфармацевтическойпромышленности, в отдельных отраслях транспортного машиностроения, в некоторых отраслях легкой промышленности. Кроме того, Западная Европа – крупный центр международного туризма.

Основные экономические проблемы

Удельный вес Западной Европы в мировой экономике за последние 20 лет несколько снизился, темпы экономического роста были низкими, многие традиционные отрасли пережили кризис (металлургия, текстильная промышленность). Европейские фирмы не смогли добиться высокой конкурентоспособности в сфере электроники и телекоммуникаций,гделидируютСША.Всферемассового производства наукоемких товаров Западная Европа отстает от Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Но главной экономической и социальной проблемой Западной Европы остается массовая безработица, уровень которой достигает 10% численности рабочей силы, что значительно больше, чем в США и Японии.

Третий центр мировой экономической – Япония. Для характеристики экономической модели Японии в настоящее время используют понятие иерархический корпоративизм.

Характеристика указанной модели включает следующие признаки:

1) незначительное участие государства в производстве товаров и услуг, в сбыте, в инвестициях.
2) активное участие государства в стимулировании деловой активности, в изменениях структуры экономики.
3) на рынке труда практикуется одновременное заключение трудовых соглашений на уровне фирмы. Трудовые отношения характеризует фирменный патернализм (система пожизненного найма, фирма – наш общий дом).
4) Особое внимание фирмы и государство уделяют повышению квалификации рабочейсилы,вовлечению работниковв управление производством.

В экономической литературе для характеристики экономического развития Японии используют понятие японское экономическое чудо, что подчеркивает феноменальный успех страны которая из второразрядной и обособленной страны превратилась в мировую державу с динамичной и конкурентоспособной рыночной экономикой открытого типа.

Население развитых стран

Население развитых стран стареет.

Для большинства населения развитых стран заработная плата является основным источником существования, она составляет, как правило, от 2 / 3 до 3 / 4 национального дохода.

Средний уровень жизни населения развитых стран в значительной степени определяется нетрудовыми доходами, и неравенство отдельных людей связано в первую очередь с неравномерностью принадлежности собственности. Например, в США 1 % населения владеет 19 % всей суммы богатств страны.

Кредиты предоставляются, во-первых, для увеличения производства продовольствия и повышения уровня жизни беднейших слоев населения наименее развитых стран, испытывающих дефицит продовольствия. Во-вторых, для повышения потенциала производства продовольствия в других развивающихся странах с целью улучшения условий жизни беднейших слоев населения.

В городах и городских агломерациях будет проживать 78 % населения развитых стран и 40 % населения развивающихся стран мира. Наибольшие темпы урбанизации характерны для Европы, Северной и Латинской Америки, Океании.

Наиболее сложным в настоящее время является комплекс этических проблем, связанных с неизбежным уменьшением уровня потребления материальных благ населением развитых стран и изменением социальных отношений.

Причины возрастания роли экологического менеджмента в сфере услуг связаны как с обострением экологической ситуации, так и с формированием у населения развитых стран экологического мировоззрения.

Возрастная пирамида населения развивающихся стран от основания к вершине резко сужается, тогда как стенка возрастной пирамиды населения развитых стран почти отвесна, а иной раз обладает даже отрицательной крутизной - до тех пор, покуда подъем не доходит до самых старших возрастных классов. Столь резкие различия отчасти объясняются тем, что в развивающихся странах рождаемость выше, а выживаемость ниже.

Организованность человека характеризуется также его аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, законопослушностью. Население развитых стран обладает этими качествами в значительно большей мере, нежели население других стран. Это обусловлено различными причинами, в том числе традициями и системой воспитания.

Но существуют и пессимистические сценарии. Уменьшение населения развитых стран открывает Эльдорадо перед странами большого демографического взрыва. Народы, находящиеся в неблагоприятных условиях, но на подъеме роста населения, могут присвоить себе - добром или силой - земли и ресурсы народов богатых, но находящихся на спаде. Эти последние постепенно будут смешиваться с пришельцами, пока не потеряют свою индивидуальность. Они исчезнут, как исчезли уже многие народы, попав в подобную ситуацию.

В последние десятилетия население развитых стран ориентировано на поиск социальных компромиссов. Основная часть жителей предпочитает решать общественные проблемы рационалистически, без крайностей, на основе правил, определенных существующими законами.

С научно-технической революцией связано и изменение положения человека как потребителя материальных и духовных благ. В условиях удовлетворения самых насущных потребностей подавляющей части населения развитых стран эволюция потребностей, стимулирующих производство, идет в направлении скорее не количественного, а качественного улучшения всех сторон жизни людей. При этом прослеживается как процесс унификации потребностей различных групп и слоев общества, стирающий зримые границы между этими социальными образованиями, так и процесс индивидуализации потребностей, связанный с более общим движением, направленным к росту автономии индивида в свете меньшей жесткости и большей подвижности социальных связей современного человека.

При анализе качества жизни в стране существенное значение имеет распределение населения по величине доходов. Кривая распределения, типичная для России конца 80 - х гг. Неоднократно отмечалось, что при нормально функционирующей экономике дифференциация личных доходов может быть аппроксимирована логарифмически нормальным законом распределения.

Так, 25 % населения планеты, живущего в развитых странах, потребляет 80 % мирового валового продукта. Динамика коэффициента фертильности. В развитых странах общий коэффициент прироста населения (за вычетом смертности) составляет 0 6 % / г, а в развивающихся странах достигает 2 1 % / г. Используя эти данные в качестве исходных, можно получить, что время удвоения численности населения развитых стран составляет 117 лет, а развивающихся - всего 33 5 лет.

Численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшится по прогнозу на 5 5 млн. чел. Риск умереть в более молодом возрасте у населения России заметно выше, чем у населения развитых стран. У населения в трудоспособном возрасте больше шансов умереть из-за внешних причин, к которым относятся несчастные случаи, отравления, травмы. Для населения старших и средних возрастов наиболее высока вероятность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.

Особенно ярко проявляется пропасть между двумя группами стран в душевых показателях. В развивающихся странах на душу населения производится продукции тяжелой промышленности в 30 раз меньше, а продукции металлообработки - в 60 раз меньше, чем на душу населения развитых стран.

Зачаточное состояние технологии в менее развитых странах отдаляет эти государства от передовых рубежей технического прогресса. Огромный объем технологических знаний, накопленный развитыми странами, мог бы использоваться менее развитыми странами без существенных затрат на исследования. Например, использование современного опыта севооборота и контурного земледелия не требует дополнительных капиталовложений, но в значительной мере повышает производительность труда. Можно избежать больших потерь зерна, всего лишь увеличив высоту закромов на несколько дюймов. Подобные технологические изменения могут показаться весьма тривиальными для населения развитых стран. Но для бедных государств повышение производительности в результате таких изменений может означать прекращение голода и достижение уровня, достаточного для выживания.

Уровни развитых стран

Стадия экономического развития страны во многом определяет ее уровень экономического развития, т.е. степень экономической зрелости национальной экономики. По уровню экономического развития страны (точнее, их экономики) делятся на две крупные группы – развитые и менее развитые. Почти все развитые страны входят в международную организацию под названием Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и поэтому ее часто идентифицируют с клубом развитых экономик, хотя в ОЭСР входят и несколько менее развитых стран (Турция, Мексика, Чили, страны Центральной и Восточной Европы). Менее развитые страны часто называют развивающимися странами, странами с формирующимся рынком, хотя иногда в эти термины вкладывают более узкое значение. Поэтому осторожные исследователи называют всю группу менее развитых стран термином страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны или развивающиеся и переходные экономики.

Среди развитых и менее развитых экономик выделяют различные подгруппы, хотя их чаще называют группами. Например, выделяют группу двадцати (G20) наиболее крупных экономик мира – из развитых стран это семь ведущих развитых экономик плюс страна – председатель ЕС плюс Австралия и Южная Корея, а из менее развитых стран – это страны БРИКС (англ. BRICS – Brazil, Russia, India, China, South Africa) плюс Мексика, Аргентина, Турция, Саудовская Аравия, Индонезия. На эти страны приходится 90% мирового ВВП, 80% мировой торговли и две трети населения мира.

Среди развитых стран часто анализируют группу семи (G7) наиболее крупных развитых экономик – это США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада (при политических встречах этой группы в нее включают и Россию). Выделяют и такую группу развитых стран-новичков, как Южная Корея, Сингапур, о. Тайвань и Гонконг.

Среди менее развитых стран под аббревиатурой БРИКС выделяют пять ведущих на своих континентах экономик. Одновременно анализируют и другие группы: это находящиеся на стадии активной индустриализации новые индустриальные страны (НИС) во главе с Китаем, Индией и Бразилией- страны с переходной экономикой, к которым относят переходящие к рыночной экономике бывшие социалистические страны- страны – экспортеры топлива, а также страны – экспортеры прочего сырья, у которых топливо или другие виды сырья составляют более половины их экспорта- наименее развитые страны, у которых ВВП на душу населения составляет менее 750 долл., невысок индекс человеческого развития, а экономический рост сильно нестабилен- страны-должники, к которым Международный валютный фонд (МВФ) причисляет страны с отрицательным сальдо текущего платежного баланса в течение последних четырех десятилетий, а также бедные страны с большим внешним долгом. Многие страны попадают одновременно в несколько групп, как, например, Россия: она входит в БРИКС, является страной с переходной экономикой и принадлежит к странам – экспортерам топлива.

Типология стран по уровню экономического развития различается у разных международных организаций. Далее приведена типология МВФ, совмещенная с его статистикой удельного веса групп, подгрупп и отдельных стран в мировом производстве ВВП (подсчитан по паритету покупательной способности (ППС) национальных валют, т.е. в американских ценах).



Традиционная и социалистическая экономические системы

Традиционная экономическая система (традиционная экономика), часто называемая докапиталистической, продолжает господствовать только в отсталых странах Азии и Африки, которые все еще находятся на той стадии экономического развития, когда главными экономическими ресурсами остаются труд и земля.

Для традиционной системы характерно доминирование таких форм собственности, как коммунальная (преимущественно в виде общинной собственности на землю), государственная (опять же преимущественно на землю), а ранее и такой формы собственности, как феодальная (характерно владение землей на условиях выполнения феодальных обязанностей). В этой системе свобода экономических агентов сильно стеснена общиной, государством и феодалами. Экономические решения принимаются не только в условиях стеснения прав частной собственности, но и на основе освященных веками традиций (в средневековой России стремились "жить по старине"), что также снижает самостоятельность и, соответственно, активность экономических агентов.

Ранее традиционная система господствовала во всех странах на протяжении тысячелетий и отсюда ее название. В мире уже нет государств, в которых она господствует, но есть много стран, где она сосуществует с рыночной системой. Такие островки традиционной экономики в рыночной системе называют укладами.

Социалистическая экономическая система (социалистическая экономика, социализм) функционирует сейчас только в КНДР и на Кубе, хотя в прошлом веке она существовала в нашей и многих других странах. Она базируется на доминировании общественной, прежде всего государственной, собственности (предприятия преимущественно государственные или кооперативные), что сильно стесняет самостоятельность экономических агентов. В такой системе не в обычае поощрять предпринимателей, кроме менеджеров государственных фирм. Ключевые экономические решения в конечном итоге принимает главный собственник – государство, преимущественно в виде директив (приказов) для предприятий.

Недостатки социалистической экономической системы привели к переходу подавляющего большинства государств этой системы на рельсы рыночной системы, и поэтому их экономики часто называют переходными, а их – странами с переходной экономикой.

Социально развитые страны

Мировое хозяйство есть система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями. Это глобальное геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический. Мировое хозяйство — целостная, но вместе с тем и противоречивая система национальных хозяйств. Далеко не все станы (а их около двухсот) в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развития и социально-экономической организации производства в сложной структуре мирового хозяйства довольно четко просматривают центр и периферия. Центр — это главным образом промышленно развитые страны с эффективным, в большей или меньшей степени регулируемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, и экспортирующие высокотехнологичную продукцию. Периферия — прежде всего развивающиеся страны, как правило, имеющие сырьевую специализацию, недос-таточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированное экономики.

Центр составляет сравнительно небольшая группа индустриально развитых стран (24 государства (США, Канада, Страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая зеландия)), на долю которых приходится почти 55% в мировом ВВП и 71% в мировом экспорте. Эти страны имеют высокоэффективную и хорошо организованную экономику, развиваются по типу «социального рыночного хозяйства». Их экономический механизм, имеющий высокую эластичность, позволяет гибко адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре. Они быстро внедряют достижения научно-технической мысли.

В периферию входят главным образом развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт:

• Многоукладный характер экономики с преобладанием внерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства;
• Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства;
• Сырьевая специализация.

В целом они занимают зависимое положение в мировом хозяйстве.

Центр и периферия – два плюса единого мирового хозяйства. Они не обособлены, а, наоборот, тесно взаимосвязаны. Однако экономическое сотрудничество между ними имеет достаточно противоречивый характер, поскольку они нацелены на решение различных задач.

Добившись высокого уровня жизни, развитые страны создают качественно иную структуру производства и потребления, которые все более связываются с индустрией досуга и услуг, в то время как во многих развивающихся странах не хватает даже продовольствия. В целом между центром и периферией мирового хозяйства разница в условиях жизни продолжает усиливаться.

Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны. Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.

Для целей экономического анализа ООН делит страны на:

• развитые страны (государства с рыночной экономикой);
• страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
• развивающиеся страны.

Рассмотрим особенности каждой из выделенных подсистем. Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год, на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит, прежде всего, ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП. Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия. Экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-драконы Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-драконах и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это, развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП, 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Страны с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Развивающиеся страны (РС)

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско Тихоокеанского региона - АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-драконов Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).

Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна, и, скорее, правильно было бы называть ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.

Название группы - развивающиеся страны - отражает, скорее, модель их национального хозяйства, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов и частного предпринимательства, а преимущественное значение для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень государственного вмешательства в экономику и низкий уровень социальной защиты. Из-за общего характера вышеназванных особенностей к развивающимся государствам вполне правомерно причислять и большинство из переходных экономик, уровень жизни в которых значительно снизился из-за неэффективности управления экономическими преобразованиями. Ввиду подобных сложностей в классификации и разноплановостью развивающихся стран, проще всего классифицировать их методом исключений. Соответственно, развивающимися следует считать те государства, которые не вошли в группы стран с развитой рыночной экономикой и не являются бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы или бывшими республиками бывшего СССР.

Для целей конкретного экономического анализа развивающиеся страны делятся на:

• страны - чистые кредиторы: Бруней, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
• страны - чистые должники: все прочие РС;
• страны-экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Камерун, Катар, Колумбия, Конго, Кувейт, Ливия, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго, Эквадор;
• страны-импортеры энергоресурсов: все прочие РС;

Наименее развитые страны: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.

Проблемы развитых стран

Функциональная неграмотность, о которой пойдет речь в статье, в чем-то сходна с айсбергом: видимая, но меньшая часть — снаружи, большая, но скрытая, внутри. Это явление сложное, многогранное. В настоящее время оно изучается учеными и осмысливается широкой общественностью многих стран. О нем спорят, ищут подходы, разрабатывают специальные программы и т.д. Приведенные ниже сведения представляют одну из попыток подхода к этой проблеме и ни в коей мере не претендуют на ее всесторонний анализ. Однако, на наш взгляд, они необходимы, т.к. для России эта проблема, судя по всему, крайне обострится в ближайшем будущем. В начале 80-х годов ряд развитых стран поразили сообщения о наличии в них, доныне считавшихся культурными, парадоксального явления, названного «функциональной неграмотностью». Это было началом осознания широкими слоями населения нового процесса, который позднее привел к значительным реформам образовательных систем и социокультурной политики. «Нация в опасности», «наступил кризис чтения», «становимся ли мы пролетариями?» — в этих и других аналогичных выражениях отразилась острая озабоченность разных слоев общества Америки, Канады, Германии, Франции и других стран новыми социальными катаклизмами.

О чем же конкретно шла речь? Функциональная неграмотность не адекватна традиционному представлению о неграмотности. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не способного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Проблема оказалась настолько острой, что 1990 г. по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом грамотности (МГГ). В течение 1991 г. подводились итоги соответствующих мероприятий во многих странах и международных организациях. В настоящее время на их основе разрабатываются законодательные акты, решения, планы и программы для продолжения и развития движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.

Как в повседневной жизни проявляется функциональная неграмотность, почему она стала расцениваться как явление, представляющее опасность для общества, каковы причины развития этого процесса? Специалисты разных стран интерпретируют это явление по-разному и делают акценты на различных его сторонах. Термины, которыми при этом пользуются, также различны: «functional illiteracy» («функциональная неграмотность»), «secondary illiteracy» («вторичная неграмотность»), «semiliterate» («полуграмотные»), «dyslectic», «dyslexic» («не владеющие словарем, с плохой лексикой»), и др. В США в последние годы широко используется связанный с этой проблемой термин «family litOracy» — «семейная грамотность», а также термин «at-Risk» — «те, кто относится к группе риска», или «находится в опасности». Но под «опасностью» и «риском» здесь подразумевается совсем не то, что обычно имеется в виду, т.к. этот «риск» связан именно с низким уровнем образования, другими словами, с функциональной неграмотностью. Этот термин укоренился в США после доклада «A nation at risk» («Нация в опасности»).

Статистика безграмотности в США

Для иллюстрации масштаба этого явления приведем некоторые впечатляющие цифры. По данным американских исследователей, один взрослый из четырех слабо владеет грамотой. Существует и такое явление, как пассивная грамотность, когда взрослые и дети просто не любят читать. В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия приводит следующие цифры, которые рассматриваются ею в качестве «индикаторов риска»: около 23 млн. взрослых Америки являются функционально неграмотными, им трудно справиться с простейшими задачами ежедневного чтения, письма и счета, около 13% всех семнадцатилетних граждан США могут считаться функционально неграмотными. Функциональная неграмотность среди юных может возрасти до 40%- многие из них не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них: около 40% не могут сделать выводы из текста, только 20% могут написать сочинение, где будет убедительная аргументация, и только 1/3 из них может решить математическую задачу, требующую поэтапных действий.

Согласно Д. Козол (1985), данные из различных источников показывают, что примерно от 60 до 80 млн. американцев являются неграмотными или полуграмотными: от 23 до 30 млн. американцев полностью неграмотны, т.е. фактически не могут читать или писать- от 35 до 54 млн. полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни». Автор приводит убедительные сведения о том, как «неграмотность берет тяжелую пошлину с нашей экономики, влияет на нашу политическую систему, и, что еще более важно, на жизнь неграмотных американцев».

По мнению исследователей, эта проблема особенно тяжела тем, что носит латентный характер. Взрослые обычно стремятся скрыть дефекты своего образования и воспитания — неумение, незнание, плохой уровень информативности и другие навыки и качества, которые мешают преуспеванию в современном информационном обществе.

Функционально неграмотному человеку действительно приходится нелегко даже на бытовом уровне: например, ему трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар (т.к. эти люди ориентируются не на сведения о товаре, указанные на упаковке, а только на этикетки), трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению — каковы показания и противопоказания, побочные эффекты, правила применения я т.д.), сложно быть путешественником (ориентироваться в дорожных указателях, планах местности и другой подобной информации, если он не был ранее в этом месте- проблемой является посчитать заранее и спланировать дорожные расходы и т.д.). Среди других проблем: оплата счетов, заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оформление почтовых отправлений и писем и проч. Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним, ведут к их порче, а иногда и к бытовым травмам хозяев. Функционально неграмотные не могут работать с компьютерами и другими аналогичными системами. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Потери от нее составили, по расчетам специалистов, около 237 млрд. Долларов.

Миллионы коренных жителей развитых стран, учившихся в школе в течение ряда лет, либо практически забыли и утратили умения и навыки чтения и элементарных расчетов, либо уровень этих умений и навыков, а также общеобразовательных знаний таков, что не позволяет им достаточно эффективно «функционировать» в непрерывно усложняющемся обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. Среди функционально неграмотных 50% девять лет учились в школе, 8% имели университетский диплом. Результаты анкетирования в 1988 г. свидетельствуют о том, что 25% французов совсем не читали книг в течение года, а количество функционально неграмотных составляет около 10% взрослого населения Франции. Данные, представленные в отчете Министерства Национального образования за 1989 г. говорят о низком уровне школьной подготовки: примерно один из двух поступающих в колледж, умеет достаточно хорошо писать, 20% учащихся не владеют навыками чтения. Между тем, успехи в учении тесно связаны с уровнем читательской активности.

По мнению французских исследователей, не все функционально неграмотные могут быть отнесены к лицам, отторгнутым обществом в профессиональном или экономическом смысле. Однако все они в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Независимо от возраста, занимаемого экономического положения и жизненного опыта, функционально неграмотного человека можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осужденным знатоками и т.д. Из характеристики следует, что трудности, испытываемые этими людьми являются не столько трудностями прагматического, сколько культурного и эмоционального плана.

Слабые читатели

Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным, или в какой-то мере совпадающая с ними, может быть названа «weak readers» — слабые читатели, для которых характерно «пассивное чтение». Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Эта группа читателей была недавно исследована французскими социологами.

Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками и опытом, зависящим, прежде всего от образования, социального происхождения и особенно — от изменений в семейных, профессиональных или социальных отношениях. Авторы подчеркивают, что обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие люди обычно ищут «полезную» информацию, т.е. информацию, носящую практический характер. Кроме того, в их окружении чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за пределом — барьером его собственной необразованности: библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвященных, книжные магазины также предлагают слишком большое поле выбора, являющееся скорее препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению. Школьное литературное образование, полученное в детстве и попавшее на малоподготовленную почву, вызвало скорее отторжение от литературы (во многом благодаря принудительному характеру обучения), а не способствовало развитию интереса к чтению и н


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Развитые страны