Реформы

Реформы

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Реформа
2. Пенсионная реформа
3. Реформы Петра I
4. Банкнота после реформы 1961
5. Пенсионная реформа
6. Аграрная реформа
7. Судебная реформа
8. Реформы Александра II
9. Военная реформа
10. Политические реформы
11. Крестьянская реформа
12. Административная реформа
13. Социальная реформа
14. Реформа образования
15. Земская реформа
16. Церковная реформа
17. Реформы избранной рады
18. Пенсионная реформа
19. Избирательная реформа
20. Реформы политические и экономические
21. Необходимость реформы

Реформа

Реформа (лат. reformo) — усовершенствование в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

Реформа может трактоваться как «re-» и «form», то есть изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта.

Не стоит путать понятия «реформа» и «усовершенствование» или «модернизация». Реформа в таком случае, по сути, коренной перелом устоявшихся процессов, традиций и т. д. Именно такая, более жесткая трактовка понятия «реформа», используется в историческом аспекте: Отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, Реформа русской орфографии 1918 года, реформа РАН и т. д.

Пенсионная реформа

Основная ее задача - пополнить прохудившийся мешок с пенсиями, отказавшись от накопительной системы и переключившись на распределительную. Если нынешний проект реформы вступит в силу, пенсии будут каждый год уменьшаться, и будущие пенсионеры ничего не смогут с этим поделать, ибо таков закон. Очень многое будет зависеть от результатов будущих переписей, от белизны зарплат и демографической политики.

По предложению Минтруда, из 6% накопительной части пенсии большая часть будет уходить на погашение текущих выплат пенсионерам.

Дело в том, говорят экономисты, что в последнее время пенсии заметно повышались – а как же иначе, если пожилые люди – самая активная часть электората. Возник дефицит – около триллиона рублей, а из чего пополнять, как не за счет накопительного фонда. Вторая пенсионная прореха – досрочные пенсии для работников вредных производств, учителей, врачей, полевиков и др. Их, скорее всего, сведут на нет.

Старший научный сотрудник Леонтьевского центра Лев Савулькин рассказал «Моему району», что «накопительные» деньги гражданам, скорее всего, выплатят после выхода на пенсию – ровно столько, сколько успело накопиться. Кому-то эти дивиденды будут идти в течение года, кому-то - 10 лет. «Да, они слегка обесценятся за те 20-35 лет, которые остались до пенсии среднему работающему человеку. Требования к компаниям, которые оперируют этими накоплениями, будут ужесточены, и это наверняка вызовет их перетряску, возможно, несколько организаций сойдут со сцены. Что будет при этом с деньгами, не берусь утверждать, но, надеюсь, что ничего плохого с ними не случится».В дальнейшем пенсия будет определяться так.

Она будет зависеть от стажа, от отношения вашей заработной платы к средней за каждый год, в течение которого вы трудились и главное – от соотношения в стране иждивенцев и работающих граждан, причем последний показатель будет меняться каждый год. Два первых показателя – привычны, хотя когда-то гражданам начисляли пенсии согласно их заработку в самые удачные годы, и человек сам мог выбрать какой-нибудь период, когда зарабатывал лучше окружающих или хотя бы столько же. Но вот третий – явно указывает, что реформаторы загодя стали готовиться к последствиям бэби-бума 70-80-х годов ХХ века и соответственно, демографической ямы последующего периода.

Инструкция

Чтобы определить свою будущую пенсию, надо сопоставить 3 величины. Первая - свою зарплату за все, условно говоря, 30 лет стажа. Предположим, она всегда отличалась от средней в большую сторону. Если в меньшую - надо знать, насколько. Средняя зарплата по стране - 22 тысячи рублей, если вы получаете 18 тысяч, запомните цифру 0,9. И если вы не намерены в будущем получать больше, чем окружающие, запомните ее крепко-накрепко, а если заработок будет снижаться - снижайте и коэффициент. Впрочем, зарплаты в Петербурге выше, чем в среднем по стране, и чтобы получать меньше, чем коллега из Сибири, надо постараться.

Потом берется следующая единица: трудовой стаж. Если он составляет 30 лет и больше (но не дотягивает до 40 и не связан с тяжелыми условиями труда), возьмем еще один понижающий коэффициент - 0,6. Умножаем оба - получается 0,54. Все это надо помножить опять-таки на среднюю зарплату. Округлим до 12 тысяч рублей.Для тех, кто любит точность, можем предсказать окончательную сумму пенсии с учетом инфляции. Правда, эта модель - для будущего без катаклизмов. Если взять среднее арифметическое от инфляции, что прогнозируют ученые и той, которую официально обещает Минэкономразвития, то получится 8% в год. Итак, в 2036 году, через 24 года, средние зарплаты и пенсии вырастут в 3 раза. Соответственно, пенсия потянет на 36 тысяч, а что на нее можно будет купить - угадайте сами.

Как говорят аналитики, невеселое будущее ждет тех, кто отработал порядка 30 лет - больше 0,4 от средней зарплаты они вряд ли получат. Это перекликается с нынешними показателями: средняя пенсия у тех, кто вышел на нее без особых заслуг, - около 9 тысяч рублей. Зато для людей со стажем 45 лет (то есть для женщины, вставшей к станку в 10-летнем возрасте и не отходившей от него даже на время родов) обещано вспомоществование до 70% от средней зарплаты по стране.

Но и это еще не все. Нынешние цифры сравнивать с будущими не стоит уже потому, что количество иждивенцев, в том числе пенсионеров, существенно возрастет. Так что эти условные 36 тысяч (или 12 по нынешним временам) придется умножать на третий понижающий коэффициент, и уж его-то предсказать не может ни один ученый. По мнению социолога Игоря Бестужева-Лады, для развитых стран нормальным является коэффициент: 1 работающий на 2-х неработающих, ибо в каждой приличной семье работает только мужчина, а мать сидит дома с ребенком. В СССР же коэффициент равнялся 1:1, ибо женщины, несмотря на наличие 2-х детей, продолжали вкалывать. В дальнейшем пропасть между числом трудящихся и тех, кто уже/еще не трудится, будет только увеличиваться. И в самом зловещем виде она предстанет как раз перед теми, кому сейчас что-то около 30, и кто выйдет на пенсию в конце 30-х годов. А значит, третий понижающих коэффициент может также достигать 0,7 или 0,8 – и каждый год либо уменьшаться, либо увеличиваться.

Умножаем 12 тысяч на 0,7 - получаем 8400 рублей. Такой зарплаты будут достойны будущие пенсионеры, не имеющие выслуги в госструктуре и опыта работы на вредном производстве. Потом, если случится демографическое чудо, она может и подрасти.«Скорее всего, новая реформа приведет к тому, что люди с вредных производств не смогут раньше времени выходить на пенсию: в бюджете не будет на это средств, - отметил Савулькин. - Чтобы они появились, работодателей, например, владельцев шахт и буровых платформ, нужно уже сейчас заставить сделать специальный фонд для пенсионных накоплений и пополнять его. Они расценят это как дополнительное налогообложение. Реакция непредсказуема: возможно, подорожает товар, который они производят. Но, повторяю, это все домыслы, потому что проект реформы нам, экономистам, не показывают, и обсудить его не дают. С чем связана такая секретность, остается только догадываться».

Реформы Петра I

После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича от второй жены - Н. К. Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана - сына царя от первой жены - М. И. Милославской. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе).

Формирование личности царя-реформатора

Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир, таким как он есть.

Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.

По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь» Цит. по: Все монархи мира. На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.

Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и методы реформ.

Начало самостоятельного правления Петра I

Борьба за власть. В начале 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату.

Ее поражение было обусловлено рядом факторов:

– Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшений жизни;
– патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;
– неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В. В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.

Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное- мздоимство великое и кража государственная» Цит. по: Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация.

Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 году.

Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять Азов.«Великое посольство». Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 году «Великое посольство» в Европу.

Целями посольства являлись:

– укрепление и расширение антитурецкого союза;
– приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь», покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.

Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией.

Но в ходе поездки:

– он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания анти шведской коалиции;
– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 году после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.

В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» - по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за «нерадение» на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идеи «общего блага». Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает, как добиться «общего блага», а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети научения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...»

Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно, было преобразовать отсталую Россию. По словам А. И. Герцена «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.К концу века русские традиции, «старина» стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.

Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.



Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.

Банкнота после реформы 1961

Денежную реформу 1961 года часто пытаются представить обычной деноминацией, наподобие той, что была проведена в 1998 году. На взгляд непосвящённых, всё выглядело предельно просто: старые сталинские «портянки» заменили на новые хрущёвские «фантики», меньшие по размерам, но более дорогие по номиналу. Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».

Однако тогда, в 61-м, мало кто обратил внимание на одну странность: до проведения реформы доллар стоил 4 рубля, а после её проведения курс был назначен в 90 копеек. Многие наивно радовались, что рубль стал дороже доллара, но ведь, если менять старые деньги на новые 1 к 10, то доллар должен был стоить не 90, а лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценён в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась.

Недаром бессменный с 1938 года глава Наркомфина, а потом и министр финансов Арсений Григорьевич Зверев, не согласившись с планом реформы, ушёл 16 мая 1960 года с поста главы Минфина. Ушёл он сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Этот уроженец села Негодяева (ныне – Тихомирово) Клинского уезда Московской губернии не мог не понимать, к чему приведёт такая реформа, и не пожелал участвовать в этом деле.

В 1958 году в обстановке строгой секретности обсуждались вопросы общего оздоровления денежной системы СССР, деноминации рубля и выпуска денег нового образца.

О предстоящей реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление №470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в 3 раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто.

24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 года начался перерасчёт вкладов в сберегательных кассах. При перерасчёте вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике – 10:1. С 1 января 1961 года начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР, начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. По размеру деньги образца 1961 года были гораздо меньше старых, и, если старые деньги называли «портянками Сталина», то новые – «хрущёвскими фантиками».

В феврале 1961 года в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам. Самыми распространёнными способами подделки бумажных денег являлись печать денежных билетов с фото негативов и клише, изготовленных гравёрным или фотомеханическим способом, а также однократное копирование с помощью размягчения химическим способом красок на подлинных купюрах, рисование карандашами и красками. Монеты изготовлялись путём литья в гипсовых, алебастровых или металлических формах, штамповки (чеканки) и гальванопластики. Из монет чаще всего подделывались полтинники и рубли, но встречались и пятаки, сделанные из мягких металлов.

Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года. Тем не менее, в некоторых областных центрах уже спустя 2 недели после начала обмена, продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте.

Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряжённые периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 года, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчёте цен и тарифов до целой копейки, и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп., проводилось в сторону снижения.

Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. Курс рубля с 1961 года определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Поэтому, содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза (до 0,987412 г). Таким образом, рубль был недооценён в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась. Последствия этой реформы были губительными: импорт резко подорожал, и заграничные вещи, которыми советского покупателя и до этого не особо-то баловали, перешли в разряд предметов роскоши.

Но не только от этого пострадали советские граждане. Несмотря на все заверения партии и правительства, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, такой же, как в предыдущем году во Франции, когда де Голль ввёл в обращение новые франки, частный рынок среагировал на эту реформу по-особому: если в госторговле цены изменились ровно в 10 раз, то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза. Рынок-то не обманешь. Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было, предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки. Подобное происходило и с другими продуктами и, особенно, с мясом – впервые после 1950 года, рыночные цены вновь намного превысили магазинные.

К чему это привело? Да к тому, что магазинные овощи резко потеряли в качестве. Завмагам оказалось выгоднее сплавить качественный товар рыночным спекулянтам, положить полученную выручку в кассу и отчитаться о выполнении плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и госценой завмаги клали себе в карман. В магазинах же оставалось лишь то, от чего спекулянты сами отказывались, то есть то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти все магазинные продукты люди брать перестали, и стали ходить на рынок. Все были довольны: и завмаг, и спекулянт, и торговое начальство, у которого было всё нормально в отчётах, и с которым завмаги, естественно, делились. Единственным недовольным оказался народ, об интересах которого подумали в самую последнюю очередь.

Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа. Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246килограмм. Можно было, конечно, отстояв 2-часовую очередь, приобрести дешёвую магазинную картошку, которой на зарплату можно было накупить 813 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки оставались в убытке.

Рост цен не ограничился январским скачком, а продолжался и в последующие годы. Цены на картофель на рынках крупных городов страны в 1962 году составили 123% к уровню 1961 г., в 1963 г. – 122% к 1962 г., а в 1-м полугодии 1964 г. – 114% к 1-му полугодию 1963 г. Особенно тяжелым было положение в регионах. Если в Москве и Ленинграде положение в магазинах хоть как-то контролировалось, то в областных и районных центрах многие виды продуктов полностью исчезли из госторговли.

Не спешили сдавать продукцию государству и колхозники, ведь закупочные цены тоже поменялись в соотношении 1:10, а не 1:4,44, как следовало бы поменять, исходя из золотого и валютного паритета. Большую часть продукции они тоже стали вывозить на рынок. Ответом на это стало укрупнение колхозов, и массовое превращение колхозов в совхозы. Последние, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству. Однако, вместо ожидаемого улучшения продовольственного снабжения, такие меры, наоборот, привели к продовольственному кризису 1963-64 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. Одним из последствий этого кризиса и стало снятие Хрущёва, вслед за которым последовали те самые косыгинские реформы.

В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Решение о повышении цен на мясомолочные продукты было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР. Однако это повышение цен ещё больше повысило цены на базарах. В результате тогдашние цены для тогдашних зарплат оказались запредельными. Всё это вызвало народные волнения, а в Новочеркасске даже привела к крупномасштабному восстанию, при подавлении которого было убито 24 человека. Всего в 1961-64 годах произошло 11 крупных народных выступлений. Для подавления 8 из них применялось огнестрельное оружие.

Лишь в ходе косыгинских реформ базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определённого администрацией максимума. Нарушители лишались права торговли.

Так было положено начало падению экономического могущества СССР, и через 30 лет после хрущёвской реформы, Советский Союз прекратил своё существование. Почему же партия и правительство пошли на такую реформу, при которой рубль стал фактически дутым?

Дело в том, что в послевоенный период в СССР произошёл огромный рост добычи нефти – с 19,436 млн. т в 1945 году до 148 млн. т в 1960. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти. «Наши братские страны давно нуждаются в нефти, а наша страна располагает ею в избытке. И кому, как не нам, помочь братским странам нефтью?», – писала «Пионерская правда» 13 декабря 1960 года.

В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен- а сырая нефть до 1950 года практически не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефтепродуктов в валютной выручке составляла 3,9%. Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Однако нефть в те времена стоила довольно дёшево – 2,88 доллара за баррель. По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же – $2,89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при всё той же 96-копеечной себестоимости барреля.

Таким образом, денежная реформа 1961 года вовсе не была простой деноминацией, такой как во Франции. В отличие от французской деноминации, во время которой де Голль готовил почву для возвращения во Францию золота, украденного у французов американцами в 1942 году, хрущёвская реформа принесла экономике непоправимый вред. Хитрая деноминация 1961 года принесла стране 2 беды – зависимость от нефтяного экспорта и хронический дефицит продовольствия, ведущий за собой коррупцию в сфере торговли. Эти 2 беды и стали впоследствии одними из главных факторов, погубивших в итоге Советский Союз.

Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек. Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось.

Учитывая размах и значение осуществлённого преобразования денежной системы, 8 мая 1961 года Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 года». При этом подчёркивалось, что «денежная реформа 1961 года, проведённая в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали её под деноминацию.

Реформа 1961 года на самом же деле представляла собой полноценную девальвацию рубля, при которой рубль был девальвирован в 2,25 раза. Но тогда это было государственной тайной. При таком изменении масштаба цен, курс рубля должен был составить 40 копеек за 1 доллар, однако цена была назначена в 90 копеек.

Пенсионная реформа 2014 года

В России снова остро встал вопрос о том, что делать с пенсиями. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, речь идет о решении на два года, а к 2014 году в стране начнется новая пенсионная реформа.

Отметим важный момент. В СССР ведь тоже была пенсионная система. О ее достоинствах и недостатках можно спорить, однако, бесспорно одно: система была стабильна, достаточно прозрачна, понятна и просуществовала она не только до гибели страны, но и несколько дольше. Пенсиями в стране занимались органы соцобеспечения, и со своей работой они худо-бедно справлялись.

Первым симптомом реформ стало создание Пенсионного фонда, причем с самого начала его функции были весьма сомнительны. Такие фонды в нормальных странах (где они в основном негосударственные) занимаются накоплением средств будущих пенсионеров. У нас ПФР занимался всем, кроме этого. Да и что он мог копить, когда в стране действовала еще советская пенсионная система? Когда же произошла реформа, выяснилось, что для жителей страны, которые должны были на тот момент работать еще десятки лет, никакой накопительной пенсии запланировано не было. Следовательно, копить фонду было нечего. А та скорость, с которой ему передавались полномочия собесов, говорила о том, что своих прямых обязанностей эта организация не будет выполнять никогда.

Так и произошло. ПФР занялся начислением пенсий, их выплатой и расходованием пенсионных денег на свои нужды. При этом старые собесы, ставшие органами соцзащиты, тоже сохранились. Так, в Москве, оформляя пенсию в отделении ПФР, необходимо затем с полученной там пенсионной книжкой идти в отдел соцзащиты (РУСЗН) и там получать социальную карту москвича, дающую вам право на пенсионные льготы.

Учитывая, что районов в столице в постсоветское время стало значительно больше и всюду работает двойная система соцобеспечения, прокормить такое количество чиновников становилось все сложнее.

Реформа 2002 года смогла лишь обеспечить доходами армию чиновников

Пенсионная реформа 2002 года, на самом деле, решила всего один вопрос: как ублажить многочисленных чиновников, присосавшихся к пенсионным накоплениям. Одно введение коэффициента, понижающего вашу пенсию в зависимости от вашей зарплаты в СССР (то есть в другой стране), говорит о том, что задачей реформы было платить пенсионерам как можно меньше. А без этого коэффициента, между прочим, пенсию вам назначат еще меньшую. Хотя не всем: госслужащие – те же чиновники (а также приравненные к ним работники органов КПСС) получают иные пенсии, нежели простые граждане.

И вот настает момент, когда выясняется, что денег на пенсии снова не хватает. И государство широким жестом начинает собирать обязательные страховые взносы с бизнеса, подняв при этом ставку бывшего ЕСН так, что малый и средний бизнес дружно бросились в тень или же за кордон.

А теперь, когда стало ясно, что дело совсем плохо, речь зашла о новой пенсионной реформе. И речь, скажем прямо, знаменательная. Вот, что поведал прессе основной источник сведений о грядущих переменах – статс-секретарь Минздравсоцразвития Юрий Воронин. В интервью "Коммерсанту" он сказал: "Думаю, это будет кардинальная реформа. Не настройка, не наладка существующей системы – то, что мы пытались сделать в 2009–2010 годах. Мы не меняли и не ломали принципы, заложенные в реформу 2002 года Михаилом Зурабовым и Михаилом Дмитриевым. Однако чем дальше мы идем прежним путем, тем отчетливее видим, что реформа 2002 года не достигла целей, о которых заявляли ее идеологи".

В конце 2001 года автору этих строк довелось брать интервью у независимого депутата Госдумы, а ныне депутата фракции "Справедливая Россия" Оксаны Дмитриевой. Уже тогда она открыто говорила, что предлагаемый вариант пенсионной реформы не имеет ничего общего с заявленными целями. Почему профильному ведомству понадобилось 10 лет, чтобы это понять? И, если учесть то, что сказал Воронин, Минздравсоцразвития и сейчас не собирается понимать такие вещи.

"Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула – специалисты называют ее эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника – столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Эта формула тупиковая и порождает проблемы, которые невозможно решить в действующей конфигурации пенсионной системы", – заявил Воронин.

"Многие эксперты, которые занимаются налогами, предлагают увеличить потолок взнос облагаемого заработка и за счет этого роста компенсировать снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства – то есть пенсионные выплаты. Мы не можем идти этим путем", – добавил он.

А теперь переведем это на русский язык: сегодня все, что вы заработали свыше 463 тысяч рублей в год, никакими страховыми взносами не облагается. Поэтому вопрос о том, кто платит взносы, например, за чиновника, пенсия которого в такие взносы не укладывается, остается открытым. Судя по всему, эти деньги будут взяты из взносов, скажем, сантехника, которому положена, также вне зависимости от его взносов, минимальная пенсия, установленная в регионе. Именно поэтому (хотя и не только поэтому) "в действующей конфигурации пенсионной системы" нельзя платить пенсии, исходя из тех взносов, которые перечислены за работника.

Существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа.Чтобы исправить ситуацию, предлагается "формула индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде". Если сейчас размер пенсии определяется накопленным каждым работником в течение его трудовой деятельности пенсионным капиталом, который делится на ожидаемый период пенсионных выплат (в настоящее время – 17 лет, а к 2013 году этот срок вырастет до 19 лет), то после очередной реформы для расчета пенсии будет использоваться новая сложная формула.

Скажем честно: любые формулы при ожидаемом периоде пенсионных выплат в 17 и тем более в 19 лет – абсурд чистой воды. Среднестатистический мужчина в нашей стране живет 59,1 года, а, следовательно, до пенсии не доживает. И только женщины, в том же среднестатистическом виде живут после выхода на пенсию 18 лет. Но период дожития одинаков для всех и рассчитан по максимуму. Это значит, что уже при назначении пенсий часть денег становится бесхозной. И это, видимо, вполне устраивает реформаторов.

А теперь о самой формуле, состоящей из четырех частей. Первая часть – стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Фактически речь идет о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда говорится о том, что за 30 лет стажа надо платить пенсию в 40 % от зарплаты, что нам не по плечу. Вторая – соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране, якобы обеспечивающее постоянную актуализацию размера пенсии. Третий элемент – средний заработок текущего года. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения этот размер не устаревал. И, наконец, четвертый элемент – сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны.



Не станем обольщаться последним обстоятельством. Толку не будет, пока в проекте реформы не зафиксируют отказ от двух параллельных чиновничьих структур, занимающихся нашими пенсиями. Пока пенсионные взносы платят не сами работники, а компании, в которых они работают. Пока существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа.

А главное – не будет толку, пока не дан ответ на самый насущный вопрос: какой жизни мы в действительности хотим для наших пенсионеров.

Аграрная реформа

Аграрные реформы - преобразования системы землевладения и землепользования. В ряде стран Западной Европы. Аграрная реформа были проведены в период буржуазных революций 17—19 вв. Они нанесли серьёзный удар по феодальным отношениям, в некоторых странах (Англия, Франция), феодальные пережитки были полностью ликвидированы и тем самым был расчищен путь капиталистическому развитию сельского хозяйства. Но в ряде стран эти революции не полностью ликвидировали феодальные пережитки, что вызывало необходимость проведения аграрная реформа в процессе капиталистического развития. Во многих странах Восточной и Центральной Европы они осуществлялись «сверху», в интересах господствующих классов, например реформа в 1807—11 в Пруссии, Крестьянская реформа 1861 и Столыпинская аграрная реформа (1906—16) в России, реформа 1864 в Румынии.

Необходимость проведения Аграрная реформа диктуется потребностями экономического и политического развития страны, мощным крестьянским движением за землю. Степень радикальности их определяется совокупностью социально-экономических условий в той или иной стране, соотношением классовых сил, характером государственной власти.

В. И. Ленин подчёркивал непосредственную связь аграрной революции с борьбой за политическую власть: «Аграрная революция есть пустая фраза, если ее победа не предполагает завоевания власти революционным народом. Без этого последнего условия это будет не аграрная революция, а крестьянский бунт или кадетские аграрные реформы».

Аграрная реформа проведённые в царской России под натиском революционных выступлений крестьян, а после 1-й мировой войны — в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (в Румынии — в 1919—21, в Чехословакии — в 1919, в Югославии — в 1919, в Венгрии — в 1922—24 после падения Советской республики, в Польше — в 1920, в Болгарии — в 1921), носили половинчатый характер и не привели к существенным изменениям в аграрном строе этих государств. Они лишь несколько ограничили помещичье землевладение, а отчуждённая за высокий выкуп земля сосредоточивалась в кулацких хозяйствах. Основная масса крестьян не могла приобрести землю из-за высоких цен на неё.

Столыпин кая аграрная реформа в России способствовала развитию земледельческого капитализма. Принятые в этот период законодательные акты были направлены на ликвидацию общинного крестьянского землевладения и укрепление кулацких хозяйств в качестве социальной опоры самодержавия при сохранении помещичьих латифундий. Великая Октябрьская социалистическая революция в России наиболее полно и последовательно разрешила аграрный вопрос. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа помещичья собственность на землю, земля провозглашена всенародным достоянием. Система землепользования была установлена декретом ВЦИК «О социализации земли».

Победа народно-демократических революций в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны явилась важнейшей предпосылкой осуществления аграрных преобразований в интересах трудящихся крестьян. Аграрная реформа в социалистических странах осуществлены в период народно-демократических революций и имели значение аграрной революции. Они отвечали коренным интересам трудящихся крестьян и заложили прочную экономическую основу союза рабочего класса и крестьянства. Определяющим условием решения аграрного вопроса в странах, составляющих ныне мировую систему социализма, было установление власти народа во главе с рабочим классом.

Подавляющее большинство зарубежных социалистических стран в Восточной Европе были в прошлом аграрными или аграрно-индустриальными с преобладанием крестьянского населения. Вопрос о том, за кем пойдёт крестьянство, по существу решал судьбы революционного движения. В Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Восточной Германии господствовала крупная земельная собственность феодального и буржуазно-помещичьего типа. Лишь в Болгарии аграрные отношения характеризовались преобладанием крестьянского землевладения. На Кубе и в странах Азии — Корее, ДРВ, был высок удельный вес колониальной земельной собственности. В последних двух странах господствующий уклад составляло феодально-помещичье землевладение. В КНР основная часть земли находилась в руках феодальных помещиков и крестьянской верхушки, также широко использовавшей феодальные и торгово-ростовщические методы эксплуатации крестьянства.

Аграрная реформа в зарубежных социалистических странах осуществлялись разными методами, проводились в различные сроки, что определялось объективными условиями — социально-экономическими и историческими особенностями каждой страны. Основным содержанием их было уничтожение крупного помещичьего землевладения и передача помещичьей земли тем, кто её обрабатывает. Аграрная реформа привели к принципиальному изменению классовой и социально-экономической структуры деревни. Было ликвидировано помещичье землевладение и тем самым уничтожены экономические условия существования помещиков как класса.

Увеличилась доля середняцких хозяйств, возрос размер среднего земельного надела бедняцких и маломощных хозяйств. В то же время Аграрная реформа не затрагивали основной массы кулацких хозяйств. В Китае своеобразие методов проведения аграрная реформа заключалось в том, что классовая принадлежность (помещики, кулаки, середняки, бедняки) определялась не только размерами землевладения, но непосредственно в ходе реформы — решением общего собрания жителей каждой деревни. В Венгрии до 2-й мировой войны крестьянским хозяйствам размером до 20 хольдов (1 хольд = 0,57 га), составлявшим 94,4% всех хозяйств, принадлежало 40,5% пахотной земли. В 1947 после проведения А. р. (декрет в марте 1945) при незначительном увеличении их доли в общем числе хозяйств — до 95,9% им принадлежало уже 70,7% всей пахотной площади страны. В результате проведения А. р. в Польше (декрет в сентябре 1944, на воссоединённых землях — в сентябре 1946) основной фигурой в деревне стал середняк. В 1931 крестьянские хозяйства с земельными участками от 5 до 10 га составляли 18,9% от общего числа хозяйств, а в 1950 — 26,8%. В Чехословакии выросло число хозяйств с земельным наделом от 5 до 20 га и сократилось число хозяйств с наделом до 5 га.

Осуществление Аграрная реформа в КНР (декрет в июне 1950) улучшило экономическое положение примерно 300 млн. крестьян (60—70% сельского населения страны). В странах Европы конфискации в первую очередь подлежали земли (независимо от размеров земельной собственности) с постройками, оборудованием, живым и мёртвым инвентарём, принадлежавшие немецким подданным, военным преступникам, врагам народа, лицам, сотрудничавшим с немецко-фашистскими оккупантами, и пр.

В социалистических странах Азии (ДРВ, КНДР) первоочередной мерой в проведении аграрная реформа была конфискация земельной собственности, принадлежавшей французским и японским колонизаторам. Другую категорию землевладения, подлежащую отчуждению (в некоторых странах за выкуп), представляли хозяйства, превышающие установленный законом об аграрной реформы земельный максимум. Он составлял: в Болгарии 20 га для всей страны и 30 га для Южной Добруджи- в Венгрии 57 га, в ГДР и Польше 100 га, в Румынии и Чехословакии 50 га- в Югославии 25—35 га (с 1953 — 10га), на Кубе 67 га (13,5 кабальерий).

Аграрная реформа в социалистических странах (кроме МНР) не предусматривали национализации всей земли. В собственность государства, как правило, переходила незначительная часть обрабатываемой земли, на которой организовывались сельские хозяйства и фермы- преобладающая часть лесов, недра, воды, а также земли, на которых расположены промышленные и другие предприятия, города и различные населённые пункты, транспортные магистрали и т. д. Лишь на Кубе в результате проведённой аграрная реформа государственный сектор охватывает примерно 70% обрабатываемой площади страны.

Подавляющая часть сельскохозяйственной земли в большинстве социалистических стран поступала в фонд раздела между крестьянами и передавалась им на правах частной собственности, т. к. в этих странах значительно дальше, чем в России, зашло развитие частной крестьянской земельная собственности, что определяло и степень привязанности крестьян к земле. Это отразилось и на условиях наделения крестьян землёй. В законах об аграрной реформы в большинстве социалистических стран предусматривалась выплата за полученную землю. Этот выкуп был незначителен по своим размерам (обычно он равнялся стоимости 1 или 2 урожаев с полученного участка земли). Подавляющая масса наделённых землёй крестьян была освобождена от платы за землю. С крестьян также списывались различные формы долговой зависимости, и они получали земли, свободные от долгов и других финансовых обязательств прежних владельцев. Фактически наделение крестьян землёй происходило безвозмездно.

Аграрная реформа предусматривали установление определённого минимума земельного надела, который был исходным при наделении крестьян землёй. Например, в Болгарии средний тип частного трудового землевладельческого хозяйства был определён для всей страны в 5 га, для районов Южной Добруджи 8 га- в ГДР 5 га (при плохом качестве земли 10га)- в Польше 5 га, для садово-огородных хозяйств 2 га- в Венгрии 8,5 га и 1,7 га для садов и виноградников.

Осуществление А. р. в социалистических странах происходило в обстановке ожесточённой классовой борьбы. Выступая за революционное решение аграрного вопроса, рабочий класс призывал крестьянство к решительному захвату и разделу помещичьих земель. Непосредственное участие, активность и самодеятельность крестьянских масс — характерная черта осуществления революционных А. р. в социалистических странах. В развёртывании аграрной революции рабочий класс опирался на беднейшие слои деревни. Середняк, как правило, был союзником рабочего класса. Кулацкие хозяйства (за исключением сотрудничавших с иностранными оккупантами) не подвергались экспроприации.

В результате перераспределения земельной собственности во всех социалистических странах возникли новые крестьянские хозяйства, и определённая часть дворов увеличила свои земельные наделы. В Болгарии 128 тыс. безземельных и малоземельных крестьян получили 140 тыс. га земли- в Венгрии 1,9 млн. га пахотной земли было распределено между 642,3 тыс. сельскохозяйственных рабочих, безземельных и малоземельных крестьян- в Польше в руки батраков и бедняков перешло около 7,3 млн. га земли- в Чехословакии свыше 1700 тыс. газемель поступило в распределение между 400 тыс. безземельных крестьянских семей- в Румынии крестьяне получили 1600 тыс. га земли, было создано 400 тыс. новых хозяйств, а свыше 500 тыс. хозяйств увеличило свои земельные наделы- в Югославии 316,4 тыс. крестьянских семей получили землю- в КНР среди беднейших слоев деревни было распределено около 47 млн. га земли- в КНДР свыше 1 млн. чонбо (1 чонбо = 0,992 га) пахотных земель получили 17 тыс. батрацких, 443 тыс. безземельных, 270,5 тыс. малоземельных и 4 тыс. других хозяйств. Вновь созданные и бедняцкие хозяйства, кроме земли, получили сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот, которые подлежали конфискации у помещиков вместе с землёй.

В период проведения А. р. и в последующее время в социалистических странах проводились и другие мероприятия в защиту интересов трудящихся крестьян (в области кредитной и налоговой политики, ценообразования и т. д.) и поощрялось кооперативное движение в деревне. Преобразование отношений земельной собственности на основе А. р., будучи по своей сущности преобразованием общедемократического характера, открыло путь для дальнейшего прогрессивного развития этих стран по пути к социализму. Следующим шагом в революционном решении аграрного вопроса было строительство социалистических производственных отношений в деревне на основе создания государственных земледельческих хозяйств и производственного кооперирования крестьянства.

А. р. в развитых капиталистических странах. После 2-й мировой войны А. р. были проведены в ряде экономически развитых капиталистических стран и в большинстве стран, добившихся национальной независимости. Особенно велико значение А. р. в развивающихся странах, где они неразрывно связаны с национально-освободительным движением. А. р. являются необходимым условием преодоления экономической отсталости и обеспечения их политической и экономической независимости.

Наиболее радикальный характер имела А. р. в послевоенные годы в Японии, где помещичий класс занимал важное место в социально-политической структуре общества- ему принадлежали командные посты в армии. Военно-политическое поражение японского милитаризма во время 2-й мировой войны в значительной степени предопределило и радикальный характер А. р. Этому способствовал мощный подъём крестьянского движения за землю, политическую зрелость и боеспособность рабочего класса и других прогрессивных сил.

Необходимость проведения А. р. диктовалась отсталостью сельского хозяйства, стремлением монополистического капитала расширить внутренний рынок. Американские империалисты, оккупировавшие страну, рассматривали реформу как средство укрепления капиталистического режима. Закон об А. р. был принят в 1946. В основном она была завершена в марте 1949. Осуществлялась на основе выкупа земли у помещиков с последующей продажей её малоземельным крестьянам (предоставлялась рассрочка на 30 лет из расчёта 3,2% годовых). А. р. предусматривала полную ликвидацию системы помещичьего землевладения. Ликвидировав феодальные отношения в деревне, А. р. расчистила путь развитию капитализма в сельском хозяйстве, где происходит процесс концентрации производства и земельной собственности на капиталистической основе. А. р. не избавила японское крестьянство от разорения и усиливающегося гнёта капиталистических монополий.

В Италии в 1950 были приняты законы об А. р. (1-й - «Закон - сила» в мае и 2-й - » Закон — отрывок" в октябре). В декабре принят закон об А. р. в Сицилии. Для проведения этих законов были созданы комитеты, на юге страны - государственно-монополистическая организация «Касса Юга». А. р. осуществлялась на основе выкупа (правительство выплачивало помещикам стоимость отчуждаемых у них земель и перепродавало их крестьянам в рассрочку на 30 лет). Она нанесла серьёзный удар по латифундистской крупной земельной собственности, но сохранила крупную капиталистическую земельную собственность. За 1950—62 всего 113 тыс. крестьянских семей получили около 1200 тыс. газемли. Проблема наделения итальянских крестьян землёй, однако, не была решена полностью. А. р. проводилась в основном в интересах государственно-монополистического и крупного аграрного капитала.

После 2-й мировой войны в некоторых странах Западной Европы предпринимались попытки ограничения крупного землевладения в пользу крестьянства. В Западной Германии (ФРГ) А. р., предусмотренная Потсдамскими соглашениями, была практически сорвана. Правящие круги ФРГ проводят А. р., направленную на сокращение числа мелких фермерских хозяйств с последующим переходом их земли к крупным аграриям.

На осуществление А. р. были вынуждены пойти и правящие круги Греции. Закон об А. р. был издан в 1952. Но она имела ограниченный характер. Экспроприации на основе выкупа подлежали владения размером пашни более 50 га.

В других странах Западной Европы, в США А. р. не проводились. Но правящие круги Испании, Франции, Швеции, Голландии, Дании и других европейских капиталистических стран проводят отдельные мероприятия, направленные главным образом на «модернизацию аграрной структуры», путём концентрации землевладения, создания рентабельных хозяйств. Поскольку в странах Западной Европы феодальные пережитки занимают в целом незначительное место в аграрной структуре, цель этих мероприятий — ускорение, развития земледельческого капитализма за счёт крестьянского, мелкотоварного сектора.

А. р. в развивающихся странах. К моменту завоевания независимости в этих странах имелись 3 основные формы собственности в сельском хозяйстве, сохранение которых препятствовало развитию земледельческого капитализма: 1) феодальные отношения- 2) патриархально-родовые отношения- 3) колониальная земельная собственность (государства, плантаторов, фермеров-капиталистов). Эти уклады играли различную роль в экономике разных стран. Феодальные и полуфеодальные отношения получили наибольшее распространение в Азии и Латинской Америке, а патриархально-родовые отношения характерны для стран Тропической Африки. Различное соотношение этих форм хозяйства в аграрной структуре отдельных стран влияет на формы и методы проведения А. р. Но, несмотря на некоторые различия, они преследуют, в конечном счете, одну и ту же цель — расчистить путь для создания буржуазного строя в сельском хозяйстве.

Под нажимом крестьянского движения за землю, постоянного социального и политического брожения, правящие круги ряда стран Латинской Америки (Мексики, Венесуэлы, Гватемалы, Боливии, Колумбии) вынуждены были пойти на проведение А. р. Все они носят буржуазно-помещичий характер, направленный на ослабление тяжёлых последствий латифундизма и смягчение острых социальных противоречий в деревне. Стали осуществляться в 50—60-е гг., за исключением Мексики, где А. р. имеет длительную историю.

Закон об А. р. в Мексике был издан в 1915, когда в стране сложилась революционная ситуация. По этому закону латифундии ликвидировались, а их земля подлежала распределению между безземельными и малоземельными крестьянами. Экспроприированная у помещиков земля передавалась крестьянским общинам (эхидос). Постепенно А. р. проводилась всё больше в интересах крупных земельных собственников. Уже декретом 1921 предусматривалось увеличение размеров землевладений. А. р. осуществлялась медленно, поэтапно. Наиболее результативным был период 1935—40, когда число крупных хозяйств размером в 1 тыс. га и более сократилось с 15,5 тыс. до 9,7 тыс., а их земельная площадь с 108,9 млн. га до 79,9 млн. га. А. р. не ликвидировала крупное землевладение. Позиции его по-прежнему сильны. Крупные земельные собственники (размер владений более 1 тыс. га) концентрируют в своих руках примерно 75% всей земли.

В Боливии декрет об А. р. издан в августе 1953, осуществление началось в 1955. А. р. имела цель ликвидировать латифундии и наиболее отсталые формы в сфере арендных отношений (отработки и т. п.). К июлю 1964 среди 158 тыс. крестьянских семей было распределено (на основе выкупа) 5,6 млн. га земли. В руках помещиков осталась большая и лучшая часть земель (28,5 млн. га).

В Колумбии закон об А. р. был принят в декабре 1961. Осуществляется в условиях свободного захвата земли крестьянами, виоленсии (произвола). Правящие классы — латифундисты и национальная буржуазия вынуждены признать право крестьян владеть занятыми ими землями.

В Гватемале закон об А. р. был принят в июне 1952 в условиях подъёма национально-освободительного и демократического движения и носил относительно радикальный характер. Военная интервенция США (июнь 1954) и последовавший за ней государственный переворот прервали проведение этой А. р. и вызвали «контрреформу» (аграрный декрет в феврале 1956).

А. р. в Чили и некоторых других странах Латинской Америки (50—60-е гг.) закрепляли «колонизацию» земель, т. е. распределение среди безземельных и малоземельных крестьян пустующих и необрабатываемых земель государственного фонда, т. н. ничейных земель. Это по преимуществу худшие земли.

В Венесуэле закон об А. р. был принят в марте 1960 и имел сравнительно демократический характер. В нём предусматривалось наделение крестьян землёй без компенсации, запрещение феодальных форм аренды. Реакционным силам удалось направить его также по пути колонизации земель, а не на ликвидацию латифундистской крупной земельной собственности. Крупные землевладельцы добились высоких компенсационных платежей за отчуждённые у них малоплодородные земли. А. р. в странах Латинской Америки лишь несколько ограничили феодальные пережитки и не устранили высокой степени концентрации земли в руках латифундистов.

А. р. в развивающихся странах Азии и Северной Африки имели относительно более радикальный характер. В этих странах, за исключением Турции и Филиппин, произошло значительное ограничение феодально-помещичьего землевладения. В результате перераспределения земли мелкотоварный уклад, базирующийся на крестьянской собственности, занял основное место в аграрной структуре. Феодальные и патриархально-родовые отношения уже не занимают в этих странах господствующего положения.

В тех странах Востока, где А. р. по существу не проводились (кроме частичных мероприятий), докапиталистические и переходные отношения по-прежнему преобладают в аграрной структуре (Ливия, Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан, Непал, Лаос, Камбоджа, «внешние провинции» Индонезии, автономные государства Бирмы). В Марокко, на Цейлоне и в Малайзии, где не было проведено изменение системы землевладения, сложился сектор крупного капиталистического земледелия (плантации иностранного и национального капитала), играющий ведущую роль в сельском хозяйстве этих стран. Сходный характер имеет и многоукладная аграрная экономика Судана и Ливана.

Несмотря на различия, обусловленные экономическими и социально-политическими факторами, А. р. во всех этих странах направлены на постепенное превращение феодального аграрного строя в буржуазный. Их сущность заключается в медленной трансформации полуфеодальных помещиков и крестьянской верхушки в капиталистических предпринимателей в сельском хозяйстве при постепенной пролетаризации большинства крестьянства. Особенность этого типа аграрной эволюции в развивающихся странах Азии и Северной Африки заключается в том, что при сохранении помещиков как класса, большая часть бывшей помещичьей земли отчуждается обычно за выкуп, а масса бывших феодально-зависимых арендаторов превращается в мелких земельных собственников. Происходит формирование мелкотоварного уклада, что составляет исходный пункт изменений, происходящих в деревне стран Востока.

В результате проведённых А. р. феодальная аренда перестала быть главной формой крестьянского землепользования в большинстве стран Востока. Окрепли буржуазные элементы в сельском хозяйстве этих стран.В ОАР А. р. имеют демократический характер, 1-й закон об А. р. был принят в 1952, 2-й закон — в 1961. В том же году был издан декрет о ликвидации иностранного землевладения. В марте 1964 принят новый закон о безвозмездной экспроприации помещичьих земель и сокращении на 3/4 выкупных платежей за землю, розданную крестьянам на основе закона об А. р. 1952 и об освобождении крестьян от уплаты процентов. Аграрная политика правительства ОАР направлена на полную ликвидацию феодального землевладения. Большое внимание уделяется кооперированию крестьянства.

В Индии законы об А. р. были изданы в 1950—51. Осуществление их относится к 1952—61 (в 1952—58 — A. р. в области земл


Внимание, только СЕГОДНЯ!