Система образования

Система образования

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.


1. Система образования
2. Развитие системы образования
3. Современная система образования
4. Система профессионального образования
5. Система высшего образования
6. Система качества образования
7. Система дошкольного образования
8. Управление системой образования
9. Система общего образования
10. Основные системы образования
11. Государственная система образования
12. Система педагогического образования
13. Система дополнительного образования
14. Деятельность системы образования
15. Сетевая система образования
16. Система образования школы
17. Муниципальная система образования
18. Новая система образования
19. Система учреждений образования
20. Оценка системы образования

Система образования

Понятие системы образования сводится к представлению совокупности функционирующих на территории страны институций образовательно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечивать готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства.

Система должна включать:

• Образовательные организации;
• Гособразовательные стандарты и планы, согласно которым трудятся вышеуказанные учреждения;
• Управленческие органы.

В каждой развитой стране существует собственная современная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:

1. Приоритет общечеловеческих ценностей;
2. Национально-культурный базис;
3. Научная составляющая;
4. Ориентация на общемировые достижения образовательного процесса;
5. Гуманизм;
6. Эконаправленность;
7. Преемственность, последовательность и непрерывность;
8. Духовность в единстве с физвоспитанием;
9. Поощрение талантов и личностей;
10. Обязательность базисного минимального образования.

Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость учебы заключается в отражении нужд общества в специалистах и просто людях, имеющих некий уровень развитости. Такого уровня можно достичь только в системе непрерывного образования посредством заведений для учебы.

В систему образования входят такие заведения:

1. Дошкольного образования;
2. Общеобразовательные;
3. Вузы;
4. Среднего специального образования;
5. Негосударственного обучения;
6. Дополнительного образования в системе школьного и внешкольного обучения.

Данные заведения входят в общую сеть, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя по всей стране и в областях. Учреждения образования сосредоточены на передаче знаний, а также обычаев страны и общественных моральных устоев.

Развитие системы образования

На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов.

Рассмотрим основные из них:

а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось в предыдущих главах, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые тины учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии стало обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

б) Политика общества и интересы различных его сословий. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием ноли-тики общества. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предназначены для представителей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, где люди разделены на касты, как, например, в Индии, существуют отдельные школы для обучения детей различных каст.

в) Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других - пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании.

г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов шкал и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть профессиональных учебных заведений, но она развивается на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.

Влияние этих факторов на развитие системы образования в различных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее развитие и совершенствование.

Современная система образования

Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:

• В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;
• Внутрисемейное;
• Самообразование;
• Экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:

• Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);
• Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;
• Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);
• Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);
• Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

• Государственными – регионального и федерального устройства;
• Муниципальными;
• Негосударственными, то есть частными.

В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на:

• Дошкольные;
• Общеобразовательные;
• Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
• Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;
• Дополнительного образования;
• Специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями.

ІV. Объединения юрлиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил.

Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки.

Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

• Государственное;
• Дополнительное;
• Самообразование.

Программы образования в педагогической системе РФ выглядят как самодостаточные и управляемые целостные структуры, состоящие из компонентов:

• ФГОС, которые охватывают более 70% образовательных программ;
• Национально-региональный.

Компоненты образования отражают диалектическое происхождение педагогики и ее цельный характер, а потому должны обеспечивать полноценное функционирование обучающих программ.

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении ею глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям либо конкретным специальностям. Иными словами, человеку необходимо совершенствоваться. Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I, придумавшего специализированное обучение 300 лет тому назад.

К основным задачам профобразования относятся:

• Совершенствование материальной основы профобразования;
• Создание на предприятиях центров практики;
• Привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров;
• Формирование специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Система профессионального образования

В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования. Мы охарактеризуем системы, сложившиеся в наиболее развитых странах.

В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.

На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.

На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.

Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США - обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.

В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.

Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.

Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.

Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:

- государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;
- районные колледжи, обучающие техников и рабочих;
- местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.

Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.

Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.

В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки — гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.

Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% - реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система профобразования в Германии называется «дуальной».

Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты - обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.

Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.

Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.

Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:

1 ступень - год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);
2 ступень - ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);
3 ступень - специализация, которая завершается экзаменом.

1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.

Обучение осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% - на практическую.

Высшее образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.



Начальное образование для детей Франции длится с 6 до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный.Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бакалавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.

Курс на степень бакалавра включает в себя более высокий уровень общеобразовательной подготовки. Остальные учащиеся получают технологическое образование.

Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.

Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Нужно отметить, что почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.

Высшее образование осуществляется в университетах и в так называемых «Больших школах», которые готовят деятелей высшей администрации. В эти школы принимают слушателей путем сложных конкурсов, женщины к ним не допускаются.

В отличие от США, Англии и Германии, система образования во Франции строго централизована. Подготовка кадров в государственных и частных лицеях находится под контролем государства. Единая стратегия в области профессионального обучения разрабатывается Министерством профессионального образования.

Система высшего образования

Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов: Указ Президента РФ №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"- федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации"- государственная программа РФ "Развитие образования"- федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" и т.д.

По данным Росстата в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов — 609, негосударственных — 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.

До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования.

Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, теперь их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов составила 6 млн. студентов, что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).

Число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.

В последние годы структура высшей школы пополнилась новыми категориями – федеральные вузы и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.Федеральные университеты – такой статус присвоен 9 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики, развивающимся в регионах и федеральных округах в соответствии с их перспективными планами социально-экономического развития.

Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.

Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца.

Образование в Российской Федерации подразделяется на:

1. Дошкольное образование;
2. Общее (начальное, основное и среднее) образование;
3. Среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) образование;
4. Высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены следующие уровни высшего профессионального образования в России:

- специалитет со сроком обучения 5-6 лет;
- бакалавриат — со сроком обучения 4 года;
- магистратура — со сроком обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра) или специалитет — со сроком обучения не менее 5 лет;
- аспирантура, адъюнктура, ординатура.

Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения по программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.

Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.

Следует отметить, что примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется традиционные пять лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Система качества образования

Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления – регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.

Регламенты, подробно прописывающие последовательность выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений.

Практический опыт внедрения систем управления качеством образования в развитых странах Европы (в том числе России и стран СНГ) позволяет выделить основные стадии управления качеством:

1. Проектирование школьных систем управления качеством образования (ШС УКО) и планирование управления качеством образования (План) – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).
2. Управление качеством образования – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.
3. Мониторинг процессов и коррекция (Контроль и Воздействие) – процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.

На практике выполнение главной задачи управления качеством образования во многом зависит от мониторинга качества и его основы – оценки качества. Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Система дошкольного образования

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании». В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов- системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе».

С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка включает следующие аспекты:

-возможность посещения образовательного учреждения;
-создание условий для образовательной деятельности;
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка- приобщение детей к общечеловеческим ценностям- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям.

В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
• Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур.
• Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
• Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило, связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Статья 55 Закона РФ определяет права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Устав детского сада, трудовой договор (контракт) эти положения конкретизируют (например, пед. работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеет право на длительный отпуск сроком до одного года).

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании и развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского — образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина).

Сегодня временный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования спроектированкак система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно-речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе.

Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы — содержательные и личностные.

Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья - взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические- национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации, №03-51-142 ин/23003 п. О новых актуальных программах по дошкольному образованию действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства — в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др. Качество программ и педагогических технологий обеспечивается Федеральным экспертным советом.

В Концепции модернизации российского образования выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. Обновление содержания требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического отклонения негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе.

Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой.

По мнению автора современное базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:

- развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка;
-системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе);
- интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующем их возрасту;
- мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду);
- деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.);
-здоровье сберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровье сберегающей среды).

В статьях Т.М.Бабуновой, В.И.Турченко основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностью — ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его правам, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности.



Реализация идей интеграции как путь обновления содержания и методой дошкольного образования отражена в статье Г.М.Киселевой, Ю.Н.Рюминой. С.М.Зыряновой.

Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картине мира, в его основе лежат взаимосвязи естественно-научные, эстетические, социальные и логико — математические. Интеграция делает процесс усвоения содержания образования небольшим по объему, но емким, глубоким (Л.М.Кларина). Принцип интеграции хорошо реализован в образовательной программе «Детство».

Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.

В системе содержания уровня дошкольного образования большое значение имеютсоциально-личностные качества, которые определяют все стороны развития ребенка.

Подробнее о специфике реализации социально-личностного развития детей, как базового компонента содержания образования, можно познакомиться в учебно-методическом пособии Т.М.Бабуновой, Е.С.Бабуновой, Л.В.Градусовой.

Отечественная система дошкольного образования во многом является уникальной: по желанию родителей в детском саду ребенок может находиться целый день (12-и часовое пребывание) или круглосуточно. Образовательный процесс осуществляется педагогами, медицинскими работниками, при этом родители оплачивают лишь 20 % от общей стоимости содержания детей.

Содержание расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений между бюджетом и родителями рассматривается, в основном, как управленческая проблема (Е.С.Комарова). Однако данная социально-экономическая ситуация может быть рассмотрена и как социально-педагогическая.

Учитывая проект Указа Президента РФ «О гарантиях права граждан на получение дошкольного образования» и проект постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», «О создании Совета по дошкольному образованию) начат всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. Результаты данного эксперимента обобщены в книге «Приглашает детский сад».

Здесь представлены модели кратковременного пребывания детей (организация группы выходного дня- адаптационные группы- группы, ориентированные на подготовку к школе). Описание новых форм системы дошкольного образования дается в статье О.М.Мухаметшиной (см. Мухаметшина О.М. Некоторые аспекты нормативно-правового и организационно — методического обеспечения работы Магнитогорского Управления образованием по развитию новых форм дошкольного образования// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. В городе Магнитогорске работают в системе дошкольного образования детские сады для детей с различными нарушениями здоровья, социальной поддержки для детей из малообеспеченных семей, для музыкально одаренных детей, раннего интеллектуального развития, юных хоккеистов.

Многообразие путей обновления содержания системы дошкольного образования ставит вопрос о совершенствовании подготовки педагогических кадров, реализации творческой активности педагогов ДОУ, формировании личностных качеств под углом зрения идей гуманистической психологии и педагогики. Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация на личность каждого ребенка, повышение профессиональной компетентности, принятие позиции активного самовоспитания и самообразования, развитие педагогической рефлексивности и мышления является ресурсами развития и модернизации системы дошкольного образования.

Управление системой образования

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

• федеральном;
• региональном;
• муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Система общего образования

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру всей системы образования, условия ее финансирования- права и гарантии граждан на получение образования.
2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.
3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.
4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.
5. Демократический характер системы образования- выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местном уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Ими устанавливается порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательным цензам.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины.

С компетенциями органов управления образованием всех уровней рекомендуется ознакомиться по Закону "Об образовании".

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган совет образовательного учреждения, который формируется также в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

Устав негосударственного образовательного учреждения закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, правомочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом.

В сложный период трансформации государства и экономики назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую школу и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.

Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.

Высшая школа переходит в основном к директивно установленному госзаказу на специалистов с высшим образованием.

Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

Отношение широкой общественности к Реформам сложное и неоднозначное. Большинство предлагает не торопиться и тщательно взвесить все варианты и предложения.

Основные системы образования

Система профессионального образования является сложной и иерархической, ди-намично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой и межотраслевой.

С помощью теории классификации рассмотрим основные элементы профессионального образования:

- по целям образования различают подготовку специалистов с получением квали-фикации, повышение квалификации, переподготовку кадров с получением новой квалификации, дополнительное образование в том числе;
- по образовательным уровням в профессиональном образовании выделяют следую-щие: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование;
- по формам обучения выделяют очную (дневную), очно-заочную (вечернюю), заочную и дистанционную как разновидность заочного обучения без сессий, экстернат (самостоятельное освоение профессиональной образовательной программы со всеми видами аттестации без участия в организованном процессе обучения).

Проведем классификацию образовательных учреждений согласно Законам РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" по следующим критериям: форма собственности, тип, вид.

По форме собственности выделяют государственные, муниципальные и негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций /объединений/) образовательные учреждения. Независимо от организационно-правовых форм и подчиненности, действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России.

По типу образовательные учреждения бывают: дошкольные, общеобразовательные (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)- учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского)- учреждения дополнительного образования взрослых- специальные (коррекционные) - для учащихся с отклонениями в развитии- учреждения дополнительного образования- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, интернаты и др.)- учреждения дополнительного образования детей и др.

По виду в Российской Федерации установлены следующие учебные заведения профессионального образования: университет, академия, институт, колледж, техникум (училище), профессионально-техническое училище (ПТУ), лицей.

Профессиональное образование любого уровня обеспечивает получение учащимися профессии соответствующей квалификации.

Университет — высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Колледж (от англ. college) - среднее профессиональное учебное заведение, осу-ществляющее подготовку специалистов I уровня квалификации (техник, экономист, бухгалтер, медсестра, радист и др.). В Великобритании и США колледжи входят в состав университетов, в России являются самостоятельными учебными заведениями с федеральной или муниципальной собственностью.

Техникум (училище) - среднее профессиональное учебное заведение для подготовки специалистов I уровня для различных отраслей народного хозяйства. В СССР с 1920 г. преимущественно создавались в производственных отраслях для подготовки специалистов технического и финансово-экономического профиля. В социальной сфере организовывались как училища (педагогические, музыкальные, медицинские, художественные и др.).

Профессионально-технические училища (ПТУ) — основное звено начального про-фессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Существуют в СССР с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 1990-х гг. идет преобразование ПТУ в технические лицеи.

Государственная система образования

Государственная система образования должна готовить людей, жить в гражданском обществе и правовом государстве. Что является важнейшей составляющей политики государства? Конечно же, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация общества, роста культуры и фундаментальных прав личности. Они устанавливают цели и задачи образования, гарантируя качество и эффективность.

На современном этапе его развития становится органическая связь с наукой, которая является мощной движущей силой экономического роста. Обновленное образование с высоким уровнем гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой становится более устойчивым в современном обществе. Его содержание обеспечивает равный доступ молодежи и полноценному образованию, независимо от материального достатка и места проживания. Помимо всего, сказанного государство обязано гарантировать приоритетную поддержку, независимо от финансовых возможностей страны. Если говорить о формировании профессиональной элиты, то необходимо сделать акцент на поддержку более одаренных и талантливых детей и молодежи. Государственная система образования превосходит себя во всех смыслах этого слова, поэтому как содержание сегодняшнего школьного образования, намного стало профессиональней, ну об этом мы говорили, намного раньше, а сейчас вернемся к бюджетному финансированию.

Итак, в настоящее время финансирование образовательных учреждений составляет до 50%. На данный момент Россия должна использовать свой потенциал в сфере науки и культуры для еще более лидирующей страны в сфере образования. Особое внимание должно уделяться инновационным технологиям, которые просто необходимы в социальной сфере, а госуд


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Система образования