Понятие организации торговли

Понятие организации

понятие организации торговли

В научной практике нет целостной теории организации и, соответственно, не хватает единого взгляда на сущность этого термина. Поэтому важно выяснить его содержание.

Понятие «организация» происходит от французского слова «organization», что означает «придаю стройный вид, устраиваю». Это понятие много содержательное. Оно трактуется в разных источниках по-разному: или как упорядочивание составляющих элементов организационной структуры, или как обеспечение реализации различных функций, или как система, чаще социальная.

В первом случае организации определяют как процесс упорядочения и формирования структуры системы, обеспечения согласованной и скоординированной взаимодействия элементов системы, то есть взаимосвязь между частями целого.

Второй случай - организация включает рациональное и целенаправленное использование методов, способов, приемов, действий по реализации функций и процессов, направленных на достижение целей системы.



Содержание третьего случае заключается в том, что она рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется и управляется.

Обобщая различные трактовки, можно определить ее как единство внутренней упорядоченности, согласованности и взаимодействия автономных компонентов целостной системы, с одной стороны, и совокупность организующих процессов, направленных на функционирование и развитие такой системы - с другой. Такое определение носит общий характер. Вместе с тем оно дает возможность сформулировать дефиницию более узкого содержания, приемлемого для такой социально-экономической системы, как торговля.

Организация торговли

Организация торговли представляет собой совокупность упорядоченных и взаимодействующих организационных элементов (торговых предприятий, организаций, подсистем), что создают целостную систему, а также комплекс целенаправленных организующих действий, обеспечивающих функционирование торговли. Следовательно, она охватывает организационную структуру (организационное построение) и организационную деятельность. Соответственно, ее можно рассматривать в двух аспектах - статики и динамики.

Статика характерна для структуры, организационного построения, где совокупность относительно устойчивых связей и организационных отношений обеспечивают сохранение основных характеристик организационной структуры при существенных изменениях внутренней и внешней среды.

Динамика присуща организационной деятельности, которая направлена на реализацию функций торговли, обеспечения торгово-оперативных, торгово-технологических, коммерческих и других процессов, характерных для торговли.

Для более полного раскрытия сущности термина важно определить, что является объектом, а что - предмет этой науки с тем, чтобы установить, чем она занимается и какие явления и процессы изучает.



Объектом изучения организации торговли является сфера торговли как целостная социально-экономическая система и составляющие ее организационной структуры. Предметом являются отношения и связи, определяющих взаимодействие внутренних элементов системы, а также процессы и действия подобной направленности.

С учетом содержания и характера объекта и предмета целесообразно разграничить ее назначение и функции в отношении смежных дисциплин, прежде всего «Теории организации» и «Теории управления». Это позволит избежать подмен и смешение понятий и категорий, что нередко случается в научной, учебной литературе, а также на практике.

Теория организации - фундаментальная наука. Она изучает законы, общие принципы функционирования и развития отношений в природе и обществе и совместима с какой-либо системой, которая имеет сложную организацию. Организация же торговли является производной, прикладной наукой, которая базируется на теоретических основах, используя ее общие категории для практической деятельности. Она помогает в решении таких вопросов, как, например, комплексное оснащение магазинов и проектирование магазинов.

Что касается «Теории управления», то здесь соотношения другие.

Категория «организация» используется в теории управления как процесс моделирования и проектирования структуры управления. Кроме того, с понятием организации в «Теории управления» тесно связано упорядочения иерархических взаимосвязей, разделение полномочий, ответственности, распределение обязанностей по вертикали. Но чаще всего в контексте Теории управления понимают функцию управления по обеспечению выполнения управленческих решений. Таким образом, цель в управлении заключается в том, чтобы поддержать систему в установленных значениях параметров. Она же является мерой упорядоченности системы и фактором взаимодействия всех структурных элементов для достижения целей системы. Итак, очевидно, что данный термин является более общим и широким понятием, чем управление торговлей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Понятие организации торговли